Главная arrow Статьи arrow Множество направлений Русского Стиля
Множество направлений Русского Стиля Печать E-mail

В отличие от стран Востока в России мы не видим аналогичного явления развития боевых искусств в виде множества школ, стилей и направлений. Поэтому применение к понятию боевого искусства или рукопашному бою термина русский часто вызывает непонимание. Это, однако, не помешало возникнуть и развиваться множеству направлений так называемого русского стиля.

 В середине девяностых годов на страницах отечественных журналов, имеющих отношение к боевым искусствам, разгорелся оживленный спор о культурном наследии Руси в области рукопашного боя. Кто-то, взяв за эталон развитие боевых искусств на Востоке, доказывал, что в России это утеряно, либо сохранилось в таком небольшом объеме, что пренебрежительно мало на фоне общего культурного наследия и потому практически недоступно, либо этого не было вообще.

Другие, справедливо замечая неправомерность сравнения культуры Руси с Востоком, мучительно искали исторические формы, которые могли бы принять русские боевые искусства. Как обычно каждый остался при своем мнении, а суть вопроса так и не прояснилась. А тем не менее на волне роста русского самосознания появились школы РБ, называющие себя русскими, а в обиход вошло понятие русский стиль. Ясно оказывалось только то, что понятия китайское у-шу, японское каратэ и т.п. и русский стиль рукопашного боя предполагают различный смысл, не идентичны. Но если в первом случае любой человек хотя бы смутно понимал, о чем идет речь, то содержание понятия русский стиль так и осталось туманным и не ясным.

К русскому стилю отнесли направления, в основании которых лежали попытки дать историко-этнографические реконструкции боевого искусства Руси (например Тверская буза Славяно-горецкая борьба Скобарь и др.). Среди них были и есть довольно оригинальные разработки, но много и доморощенных поделок, не поднимающихся выше полуграмотной демонстрации смеси кик-боксинга с силовой борьбой. Одни поддерживали свою русскость этнографическими атрибутами – одеждой и ритуалами, что порой никак не связывалось с содержанием и более напоминало театр. Другие использовали славянское язычество, перенимая его внешние формы без осмысления глубинного содержания. Третьи подчеркивали какую-то особую манеру движений (якобы русскую) и ее отличие от манеры восточных школ, что чаще всего оказывалось лишь следствием непонимания биомеханики. Реконструкции таких явлений как стеношные и кулачные бои может и представляют полезный исторический и этнографический материал, но с точки зрения РБ являются его профаническим выражением.

Несмотря на недостатки подобных этнографических направлений, многие находки оказались весьма интересными как в историческом, так и прикладном плане. Кроме того, желание иметь нечто свое, восстановить связь времен, обрести наконец то, что мы могли бы с гордостью назвать русской культурой отвечает настоятельным потребностям нашего времени и оказало сильное влияние на многие умы. Поиск своего приводил даже к тому, что под понятие русский стиль подгоняли системы отечественного РБ, связанные с именами Спиридонова, Ощепкова, Харлампиева. Но здесь мы имеем дело либо с утилитарными прикладными системами (как, например, боевое самбо или несуществующая сегодня в исходном виде система Спиридонова), либо со спортивной борьбой (спортивное самбо). Можно, конечно, говорить о русском в применении к этим системам, но их утилитарная или спортивная направленность не позволяет нам говорить о них как о РБ в том смысле, который мы обозначили ранее (в чем они вовсе не нуждаются и что отнюдь не умаляет их достоинств). Но более всего понятие русский стиль связывалось и связывается ныне с именем А.А.Кадочникова и тем, что принято называть стилем Кадочникова. Многие группы, изучающие русский стиль РБ , относят себя именно к стилю Кадочникова (оправданно или нет – это уже другой вопрос). Особенностью стиля Кадочникова является то, что он не преподносится как некая реконструкция, но как живой и развивающийся стиль. А.А.Кадочников всегда подчеркивал современный характер развиваемого им направления РБ, поскольку только учет современных реалий (например, современных видов оружия), делает РБ по-настоящему эффективным. Кроме того, А.А.Кадочников заложил основы научного обоснования РБ, используя законы механики и других наук, что позволяет применять в обучении доступный понятийный аппарат. В силу профессиональной ориентации А.А.Кадочникова имеется некоторая армейская направленность этого стиля. Хотя по своему содержанию он далеко перерастает эти рамки. Дух патриотизма, пронизывающий это направление, обусловлен не просто желанием иметь нечто свое, но и высокой пробой этого своего, личностными качествами А.А.Кадочникова и его незаурядным мастерством. Концепция РБ, даваемая А.А.Кадочниковым, делает этот стиль наиболее близким к тому пониманию РБ, о котором говорилось ранее.

За относительно короткий промежуток времени русские стили стали явлением в мире боевых искусств, практикуемых в России. Однако они тут же подверглись критике, и даже обструкции, со стороны адептов восточных направлений. Критика эта затрагивала несколько аспектов. Отмечалась худшая подготовка бойцов по сравнению со школами восточных единоборств (хотя, в основном, с позиции спорта), аморфность и отсутствие методической базы. Не без основания ставился вопрос о национальных корнях, об исконно русском происхождении этих русских стилей, в которых последователи восточных школ находили много общего со своими направлениями, да порой и в худшем виде. Скудные исторические и этнографические данные казались притянутыми за уши, а старорусские национальные наряды, гармонь и языческие ритуалы не спасали положения и вызывали лишь насмешку.

Что касается стиля Кадочникова, то не без некоторого основания отмечалось отсутствие того, что можно было бы назвать школой. Попытки же копирования мастера, каковым А.А.Кадочников несомненно является, без должной методической базы может привести лишь к созданию ухудшенных его копий, в лучшем случае воспроизводящих форму, но без понимания основополагающих принципов. С точки зрения адепта восточных школ такой базы в стиле Кадочникова нет. Критике подверглось и стремление русских стилей делать упор на естественность и спонтанность движения, объявляя это своей отличительной чертой. Гротескность и схематичность восточных школ – обусловленный методикой этап, а спонтанность и естественность – это цель, путь к которой длится долгие годы. Русские стили с этой точки зрения сразу преподносят мастерскую ступень без должной предварительной подготовки тела и психики, что существенно снижает шансы ей овладеть. Более того, представления о такой предварительной подготовке в русских стилях не только не полны и бессистемны, но порой ее необходимость просто горделиво отрицается ввиду причастности к каким-то нашим корням.

Что же это за корни, делающие русского человека талантливее, способнее и совершеннее всех остальных, так и остается загадкой. За таким подходом обычно просматриваются лишь два корня – лжепатриотизм и профаническое шапкозакидательство. Справедливости ради надо отметить, что восточные единоборства также подвергались обоснованной критике со стороны представителей русских стилей. Попытки напялить на себя чужие национальные одежды и более того, перенять чужой менталитет порождают уродливые и карикатурные явления и свидетельствуют об отсутствии национального самосознания, своих духовных корней (что, впрочем, вполне объяснимо в свете последних десятилетий отечественной истории). И если занятия русского человека, например, японским каратэ по-японски, с перениманием всей культурной атрибутики (без возможности до конца понять культуру, не будучи в ней выросшим) порождает карикатуру, то занятие русского человека каратэ в собственном культурном русле порождает явление, иронически называемое каратэ по-русски (аналогично и у-шу по-русски и т.п.), что в основном подразумевает перенимание внешней формы с потерей содержания, соответственно с искажением и самой формы. В целом же развитие русских стилей показало, что некие наши корни все же есть, а русский рукопашный бой – реальное явление, способное к совершенствованию и распространению как элемент культуры, к этой культуре приобщающий, восптывающий и способствующий духовному обогащению. Партнером статей о рукопашном бое является сайт "1Лэди". Читайте также : бикини и зона бикини - 1lady.net.

 
« Пред.   След. »