Главная arrow Статьи arrow Личностные изменения при овладении РРБ
Личностные изменения при овладении РРБ Печать E-mail
Вспоминая классиков Марксизма: бытиё определяет сознание. Применительно к нашей ситуации можно сказать, что любая деятельность сказывается на психической сфере человека (отражение). Ровно, как и наоборот, на любой деятельности сказываются личностные особенности человека. Тоже применительно и к РРБ. Начиная заниматься РБ, человек с одной стороны меняется сам, овладевая новыми навыками. С другой стороны на выбор технической реализации, сказываются личностные особенности человека. Например, манера работать первым номером в режиме постоянного давления т.д. В том числе человек приносит в РБ и свои личные, и социальные стереотипы. Рассмотрим один из наиболее часто встречающихся социальных стереотипов. Условно назовем его «Не проявление агрессии».

Наука конфликтология утверждает, что для нормального существования какого-либо общества, необходимо, что бы это общество ограничивало агрессию своих членов. Иначе члены этого общества поубивают друг друга, и общества не станет. Для этого в обществе формируются определённые морально-этические нормы и стереотипы поведения, обязательные к исполнению всеми членами общества, которые с одной стороны подавляют проявление агрессии, с другой стороны направляют её в нужное для общества русло. Хорошим примером морально-этических норм являются 10 Христианских заповедей, аналогичные примеры есть и в других культурах. Примером норм и стереотипов поведения служат правила: «Дуэль до первой крови», «Лежачего не бьют» и пр.. Социально приемлемо агрессию, как правило, реализовывали в спорте или на военной службе. В тоталитарном государстве, контроль за проявлением агрессии был очень жёсток. В результате это привело к появлению феномена «привитой беспомощности» когда, казалось бы, хорошо физически развитый человек, не мог оказать элементарного сопротивления при нападении более слабого, но более агрессивного противника. Наиболее жёстко, общественные стереотипы давят проявление агрессии у женщин. Поэтому часто можно встретить проявление этого стереотипа именно у занимающихся РБ женщин, в виде неуверенности в своих силах. Для физического воздействия на другого человека необходимо, в соответствии с социальными стереотипами, например, пройти ритуал разотождествления его с человеческим образом. На это направлен целый ряд предварительных оскорблений.

Итак, человек приходит заниматься РБ, имея, как правило, за спиной целый багаж стереотипов, мешающих, реже помогающих ведению РБ. И встаёт задача: помимо привития чисто технических навыков, необходимо адаптировать психику к ведению РБ. В противном случае он может столкнуться с ситуацией, когда, имея, хорошую техническую и функциональную подготовку, не сможет вести РБ, например, войдёт в ступор или реакции будут неадекватны ситуации. Произойдёт конфликт между подсознательными установками, и сознательной оценкой.

Для решения этой проблемы, во время подготовки рукопашника используются несколько подходов (названия условные):

  • Армейский. Как правило, требует подготовки группы людей, для ведения боевых действий, за минимально возможное время. Для этого используется методы подавления личностных особенностей человека, приведение к состоянию биоробота, чётко выполняющие команды. Метод скоростной, но как правило, требующий психологической реабилитации человека т.к. происходит ломка личности.
  • Психолого-педагогический. Человек в обыденной жизни редко сталкивается с экстремальными ситуациями, и у него нет опыта нахождения в них. Поэтому зачастую происходит реагирование на происходящее по типу «Бей-Беги». У типа «Бей»: происходит запредельная активизация симпатики, эмоции перехлёстывают, возникают хаотические, бессмысленные действия (пелена упала на глаза). У типа «Беги»: происходит запредельная активизация парасимпатики, общее торможение, человек попадает в ступор (как ноги отнялись). И тот, и другой тип реагирования неэффективен. Вместо чётких и осмысленных действий по решению ситуации, происходит потеря времени на преодоление собственного негативного состояния. РБ скоротечен, и такой роскоши, как потеря времени, рукопашник себе позволить не может. Для предупреждения данной ситуации, во время подготовки используются методы постепенного ознакомления человека с экстремальными состояниями, в безопасной ситуации. И тогда человек научается действовать в экстремальной ситуации эффективно. Она перестаёт быть для него новой, незнакомой. Параллельно происходит процесс подмены (или ломки) социальных стереотипов. Когда неэффективные, для РБ стереотипы, заменяются на новые. Процесс происходит через осознание того, что можно и нужно делать, и что делать нельзя. Здесь присутствует воспитательный момент.
  • Медитативный. Активно используются феномены работы с ИСС. При работе с ИСС происходит смена режима деятельности сознания с многонаправленого на однонаправленного. Происходит отождествление или разотождествление с какой-то одной психической функцией, путём фокусировки на ней сознания и использования образов. Это даёт массу возможностей для использования в РБ. Например, разотождествление с эмоциональным фоном даёт возможность рукопашнику, на время РБ, освободить психику от эмоциональных переживаний. Это даёт возможность, ускорить обработку информации и реакцию на внешние действия. Возникает эффект «Чистого зеркала», когда из цепочки: поступление информации — эмоциональная оценка её — обработка информации — реакция, убирается одно звено. Соответственно эффективность работы повышается.
  • Фармакологический. Приём психотропных препаратов. Подавляется деятельность зон головного мозга ответственных за страх, за инстинкт самосохранения. Уменьшается болевая чувствительность. Личность присутствует слабо. Плюсы: быстрый эффект. Минусы: зависимость от химии, ломка гормонального фона, невозможность по своему желанию выйти из этого состояния.

На практике зачастую применяется комплексный подход, когда на различных этапах подготовки, применяют различные подходы к работе с психикой.

 
« Пред.   След. »