Главная arrow Статьи arrow Подготовка военнослужащих к рукопашному бою в Советской армии в послевоенный период
Подготовка военнослужащих к рукопашному бою в Советской армии в послевоенный период Печать E-mail
 В послевоенный период (1945-1953 гг.) руководящий принцип подготовки Вооруженных Сил СССР - учить тому, что необходимо на войне, - оставался главным в обучении, воспитании и физической подготовке советских воинов. Опыт Великой Отечественной войны стал богатым источником дальнейшего совершенствования содержания, методов обучения и подготовки к рукопашному бою. Вскоре после войны началось обобщение военного опыта, и в результате появилось «Наставление по физической подготовке 1948 года» (НФП-48). В соответствии с НФП-48 рукопашный бой и преодоление препятствий стали самостоятельными разделами физической подготовки войск.

В разделе «Рукопашный бой» ставилась задача подготовки офицеров, сержантов и солдат к действиям в рукопашной схватке. В содержание подготовки включались приемы штыкового боя и метание гранат. Были рекомендованы занятия двух видов: предметные и комплексные.

НФП-48 обогатило методику подготовки советских воинов к рукопашному бою ценными организационно-методическими рекомендациями и указаниями. Особое внимание уделялось двум направлениям подготовки: 1) формировать умение вести рукопашную схватку в атаке, 2) уметь действовать в рукопашном единоборстве с противником, используя оружие.

Однако практика физической подготовки в частях показала, что выделение рукопашного боя и преодоления препятствий в самостоятельные разделы привело к раздельному проведению этих предметных занятий, а комплексные занятия вообще отсутствовали. Командиры подразделений, с одной стороны, сознавали их необходимость, с другой, не стремились уделять им достаточного внимания, так как проверка подготовленности военнослужащих по рукопашному бою не имела нормативной основы, поскольку в предвоенный период и в годы войны она проводилась в процессе выполнения комплексных контрольных упражнений на полосе препятствий.

С этого момента в практике физической подготовки войск на длительное время образовался провал, обусловленный тем, что в процессе обучения отрабатывали упражнения, которые имели временные нормативы и проверялись при инспекции войск, а упражнениям, которые проверялись субъективно, несмотря даже на их большую значимость для формирования боеготовности, в процессе обучения уделялось меньше внимания, и подготовка по ним не доводилась до завершения. В связи с этим в практике обучения войск рукопашному бою основное внимание командиров подразделений сосредоточивалось на одностороннем методе обучения, они стремились лишь к «достижению четкости в выполнении приемов». Это вполне обеспечивало им необходимый уровень обученности для получения положительной оценки при проверке, но не способствовало подготовленности военнослужащих к рукопашному бою.

При проверке навыков рукопашного боя в соответствии с НФП-48 оценивалось качество выполнения уколов штыком и ударов прикладом и умение вести единоборство на карабинах с мягким наконечником или эластичным штыком. Оценка в обоих видах проверки носила субъективный характер. В организационном плане проверить умение вести единоборство было достаточно трудно и требовало длительное время для осуществления. В связи с этим практического распространения в войсках она не получила. В основном, при проверках оценивалось качество уколов и ударов по чучелам в стандартных условиях, которым избранный метод обучения вполне соответствовал.

Кроме того, в связи с окончанием Великой Отечественной войны в запас было уволено большое количество опытных командиров, на смену которым пришли молодые офицеры, не имеющие боевого опыта, что также не способствовало качественной подготовке личного состава к рукопашному бою.

В послевоенный период для подготовки военнослужащих к рукопашному бою широко ис-пользовались возможности спортивной работы. В частях и военно-учебных заведениях проводились состязания по рукопашному бою (двоеборье) и фехтованию на карабинах с эластичным штыком и мягким наконечником, которые значительно компенсировали те недостатки, которые наблюдались в процессе учебных занятий в подразделениях.

Эти недостатки в подготовке к рукопашному бою были учтены при разработке «Наставления по физической подготовке 1954 года» (НФП-54). В НФП-54 был введен единый комплексный раздел физической подготовки - «Преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой». Все занятия по нему рекомендовалось проводить комплексно. Каждое занятие должно было включать в себя обучение приемам преодоления препятствий, способам метания гранат, приемам рукопашного боя, а также комплексную тренировку выполнения этих приемов и действий в различных сочетаниях. Из содержания рукопашного боя был исключен ряд приемов, не имеющих боевого значения. Взамен были введены приемы боя ножом, лопатой, способы обезоруживания противника и приемы боя невооруженного, необходимые воину при единоборстве с противником в различных условиях.

Для последовательного прохождения программного материала и проверки подготовленности военнослужащих вводилось четыре контрольных комплексных упражнения, заключающихся в преодолении все возраставших по длине и трудности полос препятствий за определенную норму времени с метанием гранат по целям и нанесением уколов и ударов по различным чучелам в сочетании с отбивами.

Организационно-методические основы подготовки военнослужащих, определенные НФП-54, имели большое значение для повышения уровня физической подготовки военнослужащих и, в первую очередь, для улучшения качества занятий по преодолению препятствий, метанию гранат и рукопашному бою. Дальнейшее вооружение войск новой боевой техникой и усложнение условий боя выдвинули новые требования к подготовке личного состава. Физическая подготовка должна была, наряду с развитием общих качеств (выносливость, сила и быстрота), содействовать воспитанию ряда специальных качеств и формированию навыков, наиболее характерных для воинской деятельности военнослужащих различных родов войск.

Новые требования к подготовке войск по передвижению на поле боя, преодолению препятствий и рукопашному бою получили отражение в «Наставлении по физической подготовке 1959 года» (НФП-59).

В НФП-59 в один раздел физической подготовки были включены: ускоренное передвижение, преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой. Такое объединение должно было способствовать наиболее полноценному решению задач развития у военнослужащих общих и специальных качеств и формированию навыков быстрых и сноровистых действий на поле боя. Вместе с тем, НФП-59 рекомендовали проводить занятия по рукопашному бою отдельно от занятий по передвижению и преодолению препятствий. Содержание подготовки по рукопашному бою претерпело изменение в связи с введением в программу обучения приемов нападения и самозащиты: захватов, бросков, ударов руками и ногами и приемов обезоруживания противника. Практика занятий в войсках показала, что для успешного овладения этими приемами требовались самостоятельные занятия. Такие занятия и были предусмотрены в НФП-59-

Практика работы в войсках этого периода показала, что занятия по передвижению, преодолению препятствий и штыковому бою проводились на прежнем, достаточно высоком уровне, что способствовало развитию у военнослужащих важных общих и специальных качеств, а также военно-прикладных навыков. Однако в этот период командиры подразделений и проверяющие начали снижать требовательность к качеству выполнения приемов боя с автоматом в процессе контрольных упражнений. Основное внимание стало уделяться скоростному преодолению полосы препятствий.

Обучение военнослужащих приемам нападения и самозащиты в военно-учебных заведениях и в войсках велось на низком уровне. Специалисты физической подготовки, командиры подразделений и сержанты ни в практическом, ни в методическом плане не были к нему готовы. Поэтому данный раздел рукопашного боя не получил в войсках широкого распространения.

В 1960-1965 гг. осуществлялась большая работа по дальнейшему совершенствованию системы физической подготовки войск. Проведенные в соответствии с потребностями боевого обучения и воспитания войск научные исследования позволили усовершенствовать все формы физической подготовки, усилить ее прикладное значение и специальную направленность. Были достаточно полно сформулированы специальные задачи физической подготовки для различных родов войск и пути их решения, разработаны и внедрены «Военно-спортивный комплекс» и «Военно-спортивная классификация», способствовавшие еще большему приближению спортивной работы к требованиям боевого обучения в условиях воинской службы. Основные направления этой работы получили реализацию в «Наставлении по физической подготовке 1966 года» (НФП-66).

В НФП-66 раздел, посвященный рукопашному бою, стал называться «Нападение и самозащита». Основная тенденция содержания подготовки военнослужащих - сокращение приемов боя с автоматом (карабином) и непомерное увеличение приемов боя без оружия. Это было вызвано тем, что личный состав частей начал постепенно переходить на новые короткоствольные образцы стрелкового оружия. В процессе занятий по нападению и самозащите ставились следующие основные задачи: обучение приемам борьбы с противником в рукопашной схватке, точнее в рукопашном единоборстве; развитие ловкости, быстроты в действиях и силы; воспитание находчивости, инициативности, смелости и уверенности в собственных силах.

Подготовка военнослужащих к рукопашному бою вступила в новый этап своего развития. Преимущество в ней стало отдаваться индивидуальной подготовленности, умению вести рукопашное единоборство не в атаке опорного пункта противника, а при выполнении специальных диверсионных задач, при внезапной встрече с одиночным противником и в прочих случаях, особенно в мирное время. В целом, концепция НФП-66 была построена на стремлении усилить прикладное значение и создать специальную направленность физической подготовки в различных родах войск. Однако в подготовке к рукопашному бою этого не получилось, так как громадный комплекс приемов не был специализирован по каким-либо воинским специальностям и подразделениям родов войск.

С этого момента проверка подготовленности военнослужащих к рукопашному бою свелась только к определению качества обученности выполнению приемов боя без оружия, входящих в требования ВСК, и не отражала истинного состояния подготовленности.

Следует отметить, что достаточно высокую степень обучения приемам «нападения и самозащиты» демонстрировали Воздушно-десантные войска, разведывательные подразделения Сухопутных войск, отдельные подразделения Внутренних войск и КГБ.

С введением в действие НФП-66 подготовка военнослужащих к рукопашному бою утратила свое прикладное значение - боевая подготовка войск к ведению ближнего боя с противником. Это особенно ярко проявилось в первый период боевых действий ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

В конце 1960-х - начале 1970-х гг. произошли определенные изменения в развитии боевой техники и во взглядах на ведение боевых действий, изменился порядок комплектования в Вооруженных Силах и др. В мире произошло большое количество локальных войн и международных конфликтов с ведением боевых действий, в которых проводились и рукопашные схватки. Все это потребовало пересмотра ряда положений, касавшихся содержания, средств и методов обучения советских воинов. Это было учтено при разработке нового «Наставления по физической подготовке Советской армии и ВМФ» (НФП-78). Однако содержание раздела «Рукопашный бой» в основном осталось таким, как и в НФП-66, было лишь несколько уменьшено количество приемов и приняты новый принцип и последовательность их изучения.

Техника приемов рукопашного боя в НФП-78 была описана таким образом, что почти каждый прием заканчивался определенным положением, позволяющим или уничтожить противника, или травмировать его, или взять под конвой, или перевести в положение для связывания. Поэтому в содержание раздела были включены приемы связывания, обыск под угрозой оружия и конвоирование.

Личный состав десантируемых частей и частей морской пехоты дополнительно изучал ряд приемов рукопашного единоборства по специальным программам, которые разрабатывались специалистами физической подготовки этих родов войск. Военнослужащие срочной службы на первом году службы должны были изучать приемы рукопашного боя, а на втором году — совершенствовать их выполнение. Такая система подготовки должна была способствовать поддержанию определенного уровня готовности военнослужащих к рукопашному бою.

Основной формой подготовки были практические занятия по рукопашному бою, которые совершенствовались в процессе комплексных занятий по физической подготовке.

В НФП-78 приемы рукопашного боя излагались в определенной последовательности, позволявшей планомерно обучать военнослужащих и исключать возможность стихийного подбора приемов при составлении поурочного плана практических занятий.

Однако, наряду с успехами в организационно-методических вопросах, содержательная сторона подготовки военнослужащих по НФП-78 оставалась на прежнем уровне. Практическое обучение в войсках и военно-учебных заведениях в основном сводилось к обучению болевым приемам, броскам, приемам обезоруживания, так как по ним осуществлялась проверка подготовленности военнослужащих.

Следует отметить, что совершенно иной характер носила подготовка к рукопашному бою в воинских частях ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Как и во фронтовых частях в годы Великой Отечественной войны, так и в Афганистане занятия проводились комплексно и имели тренировочную направленность. Основное их содержание - разнообразные виды военно-прикладного передвижения по местности, приемы боя с оружием и метание гранат. Большое внимание уделялось отработке действий в условиях, подобных тем, в которых планировались и проводились операции подразделений и частей.

Анализ боевых действий в Афганистане, проведенный нами в результате опроса участников боев, показал, что рукопашные схватки возникали в кишлаках, на горных перевалах и в зеленой зоне (сады, виноградники и др.). Основными боевыми средствами в них были приемы и действия с оружием. Так, опрошенные военнослужащие, участники рукопашных боев, отмечали, что в 65-70% случаев они применяли приемы боя с оружием (штык, приклад, ствол), а защиту выполняли отбивами и подставками автомата. Военнослужащим разведывательных и спецподразделений приходилось часто вести рукопашные схватки, в которых они использовали полный объем приемов и действий рукопашного боя и, в первую очередь, приемов боя с оружием. Основываясь на этой информации, командование стало планировать и проводить подготовку в учебных частях, готовящих личный состав для боевых действий в Афганистане.

Из приведенного обзора видно, что подготовке к рукопашному бою в Советской армии всегда уделялось большое внимание. Она всегда рассматривалась в двух основных аспектах: как средство боевой подготовки к ведению ближнего боя с противником и как средство физической подготовки военнослужащих. Подготовка к рукопашному бою прошла длительный и сложный путь развития и не утратила своего значения в современных условиях.

 

дачный домик из клееного бруса дорого или нет?

 
« Пред.   След. »