Главная arrow Статьи arrow Кулачный бой в летописях
Кулачный бой в летописях Печать E-mail
Кулачный бой на Руси появился к 9-му веку. Кулачные бои описывал в своих летописях, относящихся к 1068 году, Нестор. Уже в то время кулачный бой играл значительную роль в культуре и истории русского народа. Постоянные, часто неожиданные набеги кочевников, когда жители слобод оказывались один на один с врагом в поле с закрытыми за спиной городскими воротами, положили начало знаменитой русской самозащите. Постепенно эта техника оттачивалась и совершенствовалась, и, наконец, стала частью боевого дела, настоящей воинской наукой, эффективной и действенной формой противостояния врагу. Именно в таком противостоянии родилась знаменитая русская «стенка», основные, классические формы русского кулачного боя.

Так как войны шли непрерывно (редкий год на Руси удавался мирным), то каждый мужчина должен был иметь ратные навыки. С самого раннего детства в мужчине воспитывался необходимый для бойца комплекс этих навыков. Это происходило в боевых играх, бойцовских обрядах, специальных упражнениях и в труде. Маленькие ребятишки учились там борьбе, метанию, играли в прятки, бегали наперегонки и т.п., для ребят постарше состязания заменялись кулачными и палочными боями, где прикладной характер был выражен ярче. На кулачных состязаниях детские бои предваряли бои взрослых, и старшее поколение имело возможность наблюдать рост мастерства молодёжи. Как бы итогом проверки бойцовской подготовки были кулачные и палочные бои.

Летописцы говорят о кулачном бое и в начале 13-го века.

С 14-го века в Москве известен Великий луг. А с конца 15-го и по 17-й века на этом самом месте, между Балчугом и современной улицей Серафимовича, находился Государев сад. Близ Великого луга с 15-го века устраивались кулачные бои [Москва].

В 16-м веке при царе Иване IV Грозном кулачный бой был также широко распространён, что отразил в своей картине «Кулачный бой при Иоанне IV» художник Михаил Иванович Песков.

В то время как в Европе только-только формировалась техника кулачного боя, в русской армии образца 17-го века система военно-физической подготовки уже включала обязательный кулачный бой.

Тем временем православная церковь выступала инициатором запрета кулачного боя на Руси в подавляющем числе случаев. Так, например, когда христианство стало на Руси «официальной» религией, отношения между ним и славянством (язычеством) обострились. Фомин пишет: «В старое время церковь пыталась вести борьбу с кулачными боями. Православное духовенство называло кулачные бои «богомерзкой забавой» и карало кулачников отлучением от церкви, проклятием и многими другими наказаниями, но религиозная борьба с кулачными боями не имела успеха, и бои продолжали существовать по-прежнему». Это повлекло за собой запрет на всё русское – ведунство, скоморошество, обрядность и др. В этот разряд попали и кулачные бои. Указами 2 ноября 1684 года, 19 марта 1686 года и др. строго воспрещались кулачные бои.

Однако кулачный бой в народе возродился, и, как следствие, это сыграло важную роль в победе русских под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года над шведами. В 9 часов завязался рукопашный бой, а русская конница начала охватывать фланги противника. Шведы стали отступать, к 11 часам обратившись в беспорядочное бегство. Русская конница преследовала их до Переволочны, где остатки шведской армии сдались в плен. Шведы потеряли свыше 9 тысяч убитыми и свыше 18 тысяч пленными; потери русских – 1345 человек убитыми и 3290 раненых [БСЭ].

Возможно, проанализировав именно эту победу русской армии – в основном сделанную в рукопашной, – христианская церковь в очередной раз принялась искоренять это умение и из обихода русского народа, и из его души. Христианство (православие) всячески старалось ослабить русскую армию, и после многочисленных попыток церковь добилась своего: указом от 24 июля 1726 года «Благодетельное правительство запретило бои, как зловредную потеху» [Фомин].

Однако стоит отметить, что другие секты христианства – католичество, протестантизм и пр. – не делали аналогичного в своих странах и не подрывали ни культуры народов, в которых христиане расселились, ни духа, ни военной подготовки. В это же время в Европе местные виды кулачных боёв – разнообразные боксы – развивались своим чередом и никаких ограничений со стороны своих «благодетельных духовного и светского правительств» не испытывали.

Но на Руси дух был всегда силён. Поэтому после очередного запрета «кулачки» возродились. В 18-м веке император Руси Пётр II Алексеевич (1715 – 1730) всё свое время посвящал развлечениям, особенно охоте с собаками и соколами, травле медведей и кулачным боям. Граф Григорий Григорьевич Орлов (1734 – 1783) постоянно участвовал в кулачных боях, и граф Алексей Григорьевич Орлов (1737 – 1807/1808) прославился победами в кулачных боях.

Кулачным боем увлекались и русские писатели. «Биограф И.С. Никитина Де-Пуле, знавший хорошо отца поэта Савву Евтеевича, говорит в своей биографии, что это был очень умный и для своего круга образованный человек, любивший читать книги и хорошо знавший старых русских писателей, но эта образованность нисколько не мешала ему драться в кулачных боях, в которых он наводил ужас на всех бойцов своей физической силой» [Фомин].

В Москве есть Кулаков переулок, проходящий от проспекта Мира до 1-й Мытищинской улицы. Народная этимология объясняет название тем, что проживавшие здесь мастеровые и извозчики устраивали по праздникам кулачные бои [Агеева]. Широко известные кулачные бои проходили в Москве у Дорогомиловской заставы.

 

Партнером статей о рукопашном бое является портал "LonsPhotography". Дизайнерам, фотографам, финансистам и бухгалтерам - всем там найдется полезная информация.

 
« Пред.   След. »