Главная arrow Статьи arrow Армейский рукопашный бой в современной педагогике
Армейский рукопашный бой в современной педагогике Печать E-mail

В традициях внешкольной педагогики создавать ребенку "социальную ситуацию развития" (Л.С. Выготский) – среду общения, поле деятельности, которые невозможно ничем подменить. В связи с этим предназначение программ федерации армейского рукопашного боя заключается в том, что мы призваны содействовать подростку в его социализации, в решении проблем взаимоотношений личности и общества. Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевые направления деятельности:

  • поддержка взросления (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация);
  • поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);
  • обеспечение условий для инициативного и поливариативного организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.).

«Защита Отечества, - говорится в Конституции РФ, - есть священный долг и обязанность каждого гражданина России».

Вот почему патриотическое воспитание является одним из приоритетных в формировании у молодежи патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью …».

Среди нормативно-правовых документов особое место занимает подготовленный Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (Письмо Минобразования РФ от 03.06.2002 г. №30-51-395/16), в котором подчеркивается, что образовательное учреждение должно создать условия, позволяющие обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению. В этом же документе выделены основные направления воспитательной работы: «Учреждением должно быть гарантировано использование воспитательного потенциала образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, правилами культуры поведения;

- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, готовность к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром;

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

- физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.

Все вышеизложенное и определяет концепцию данной программы, основные положения которой включают:

  • духовно-нравственное становление – осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров; развитие общей культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; усвоение профессионально-этических норм поведения; качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;
  • политико-правовое сознание – глубокое понимание конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
  • патриотическое воспитание – активная гражданской позиция, потребность в достойном служении Отечеству в условиях военной или иной, связанной с ней, государственной службой;
  • профессионально-деятельностное становление – ответственное отношение к труду, стремление к профессионально-трудовой самореализации и выполнению служебных обязанностей;
  • историко-культурные традиции – познание своих «корней», осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, сопричастности к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;
  • психологическая устойчивость – готовность к выполнению сложных и ответственных задач в нестандартных ситуациях, умение снять психологическую напряженность, стресс;
  • обеспечение социальных гарантий подросткам – это означает, что занятия являются своеобразной предпосылкой эффективности социально-педагогического влияния на личность, что конкретизирует цели деятельности учреждения дополнительного образования в целом как открытой педагогической подсистемы.

Все перечисленные положения органически взаимосвязаны, объединены в процессе реализации программ общей целью и задачами.

Цель занятий АРБ(Армейского Рукопашного Боя) – социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.

Основными задачами реализации кружков являются:

1. Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

2. Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и вооруженных сил, физкультуры, спорта, гигиены, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку, выработка готовности к достойному служению обществу и государству.

3. Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.

4. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса у подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

Реализация программ по АРБ осуществляется на основе следующих принципов:

  • гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
  • приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
  • непрерывности образования и воспитания;
  • воспитывающего обучения;
  • учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и жизни;
  • обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения;
  • содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.

Многие программы АРБ основаны на материалах из опыта работ авторов имеющийся многолетний опыт работы социальных и спортивных институтов физической культуры.

Программы федерации армейского рукопашного боя направлены на реализацию широкого спектра направлений деятельности, объединенных общей целью и задачами.

В программах предусмотрено взаимодействие с различными видами Вооруженных Сил Российской Федерации, а также социальными структурами (МЧС, МВД, ФПС, налоговыми органами, ВДВ, и Русской Православной Церкви).

Набор обучающихся в группы – свободный: могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных, но, главное, без медицинских противопоказаний.

Задачи секций:

1. Создание условий для профессионального самоопределения учащихся.

2. Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, навыков самоорганизации.

3. Практическое закрепление полученных знаний, овладение военно-прикладными навыками.

Основные формы выездных мероприятий:

1. Экспедиции.

2. Походы.

3. Экскурсии.

4. Соревнования (можно заменять показательными выступлениями).

5. Профильные лагеря на базе войсковых частей и военных вузов, Русской Православной Церкви.

Армейский Рукопашный Бой предназначен для формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

 
« Пред.   След. »