Главная arrow Статьи arrow Рукопашный бой в российских вооруженных силах, как средство психологической подготовки
Рукопашный бой в российских вооруженных силах, как средство психологической подготовки Печать E-mail
 Современный бой предъявляет высокие требования к психологической устойчивости военнослужащих в стрессовых ситуациях, более того психологическая подготовка является обязательным компонентом боевой учебы. Однако она имеет свои особенности, выражаемая в формировании психической устойчивости и внутренней готовности каждого военнослужащего к решительным и самоотверженным действиям, вплоть до самопожертвования (А.В.Барабанщиков, В.П.Давыдов и др., 1986; В.Л.Марищук, 1988; О.Томашко, 1988 и др.), (под психологической устойчивостью понимается сохранение нормального функционирования психических процессов ощущений, восприятии, представлений, внимания, памяти, воображения, воли и чувств). 

Процесс формирования психологической устойчивости у военнослужащих - заключается в создании напряженной обстановки, а также в систематическом увеличении физических и психологических нагрузок. Это достигается различными способами, наиболее распространенными являются:

1.Применение интенсивных световых и звуковых раздражителей, характерных для боя.

2. Создание дефицита времени и информации, отводимого для выполнения поставленных задач.

3.Внесение элементов внезапности, требующих незамедлительных и четких действий.

4.Максимальное (кратковременное) приближение учебных тренировочных процессов к боевым: возникновение реальной опасности и риска.

Следует отметить, что деятельность воинов в рукопашной схватке в полевой обстановке на фоне преодоления препятствий полностью отвечает этим требованиям. А в качестве характерных особенностей можно назвать следующие:

1.Непосредственное, лицом к лицу, столкновение с противником.

2.Прочувствование опасности.

3.Широкий диапазон действий.

4.Активное противоборство противника, его агрессивность.

5.Дефицит времени на принятие решений, необходимость принятия молниеносных решений и немедленное их осуществление.

6.Дефицит информации, возможная маскировка противником своих действий.

В рукопашном единоборстве большое значение имеет прогнозирование действий противника, а также эмоциональная устойчивость, которая должна обеспечить адекватное ориентирование бойца в пространстве и во времени.

Поэтому процесс подготовки к рукопашному бою и действиям на поле боя приучает активно действовать в условиях повышенных психических нагрузок, способствуя развитию таких волевых качеств как самообладание, стойкость, мужество. Уникальность практики рукопашного боя и любых боевых искусств (вне зависимости от их специфики) состоит в том, что в процессе занятий моделируются с различной степенью условности ситуации прямого противоборства с противником, причем противоборства не абстрактного, а "конкретного", лицом к лицу. Военнослужащий (солдат, курсант или кадет, офицер) старается обязательно победить противника.

Психологический аспект этого явления для военнослужащих неоценим. Многократное "прорабатывание" при положительном подкреплении создает устойчивые связи в психике обучаемых, развивает такие важнейшие для воина качества как смелость, уверенность в собственных силах при сближении с противником, психическую устойчивость в стрессовых ситуациях, связанных с риском для жизни, настойчивость в достижении цели, решительность в действиях, стремление атаковать первым и победить. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что рукопашный бой и боевые искусства будут и дальше занимать важное место в боевой подготовке, в системе военного обучения и воспитания.

В заключении, можно сказать, что системно-исторический анализ эволюции рукопашного боя, как формы ведения вооруженной борьбы позволил выявить его тесную взаимосвязь с развитием вооружения, военной техники и способов ведения боевых действий. При этом вплоть до первой трети ХХ века рукопашный бой продолжал оставаться неотъемлемым и важнейшим компонентом боевых действий. В дальнейшем по мере совершенствования оружия массового поражения рукопашный бой трансформировался в тематический раздел (в России) или предмет (во многих странах мира) боевой и физической подготовки и военно-прикладной и спорта. Однако в полной мере сохранилась его психологическая значимость как средства формирования морально-боевых качеств и психической готовности к стрессовым, факторам ближнего боя, к сближению с противником и уверенности в победе над ним в рукопашной схватке.

В армиях ведущих стран мира подготовке военнослужащих к рукопашному бою уделяется достаточно большое внимание, а оценка по нему является одним из компонентов готовности к боевым действиям. В различных регионах мира сложились достаточно отличающиеся системы рукопашного боя, имеющие ярко выраженные особенности, которые отражают своеобразие культурных, религиозных, философских и других традиций народов, населяющих эти регионы.

Наиболее известными являются дальневосточные системы (Китай, Япония, Вьетнам, Корея) и европейские, среди которых одно из ведущих мест занимает российская. Особенно активно отечественная система рукопашного боя развивалась в ХХ веке в советский период. Этот период можно условно разделить на пять этапов.

Первый этап (1917-1920 г.г.) характеризуется расширением содержания, включением в арсенал средств рукопашного боя приемов борьбы и бокса, зарождением основ спортивной работы по этому разделу.

Второй этап (конец 1920 - 1940 г.г.) - дальнейшее совершенствование методики обучения, разработка цельной системы комплексного обучения преодолению препятствий, рукопашному бою и метанию гранат, широкое распространение спортивной работы, признание огромной важности этого раздела в деле обучения и воспитания военнослужащих.

Третий этап (1941-1945 г.г.) - создание и внедрение в практику боевой подготовки войск программы ускоренного обучения рукопашному бою. В годы Великой Отечественной войны рукопашный бой являлся одним из главных разделов физической подготовки.

Четвертый этап (1945-начало 1980-х годов) характеризуется неоправданным принижением роли рукопашного боя как средства воспитания военнослужащих, снижением прикладности раздела, изменением структуры содержания в сторону преобладания приемов и действий без оружия, уменьшением времени на обучение, прекращением спортивной работы по рукопашному бою.

Пятый этап (середина 80-х годов - по настоящие время). Практика боевой подготовки войск, события в Афганистане выявили существенные проблемы в вопросах обучения военнослужащих рукопашному бою, слабую реализацию больших прикладных и воспитательных возможностей этого вида единоборств, серьезные недостатки в содержательной, методической и особенно в психологической сторонах обучения.

Многие из указанных недостатков устранены в новом Наставлении по физической подготовке (НФП -87). Однако целый ряд проблем рукопашного боя еще стоит на повестке дня. Для их устранения, на наш взгляд необходимо провести структурный и функциональный анализы системы подготовки по рукопашному бою личного состава Российских Вооруженных Сил и изучить положительный опыт зарубежных армий.

 
« Пред.   След. »