Главная arrow Статьи arrow Рукопашный бой в период XVIII-XX в.в.
Рукопашный бой в период XVIII-XX в.в. Печать E-mail

В рассматриваемый период вплоть до ХХ века рукопашный бой продолжал оставаться основным способом достижения победы в сражениях и по сути главной частью обучения военнослужащих. Достаточно вспомнить штыковую атаку Новгородского полка в Полтавской битве 1709 года, которая предопределила исход этого решающего сражения со шведами или грандиозное рукопашное сражение с наполеоновской армией под Бородино в 1812 году и др.

Разработка новых систем огнестрельного оружия, совершенствование артиллерии не приводили к существенному снижению роли РБ, так как, в конечном счете, победа достигалась в результате столкновения с противником лицом к лицу. 

В то же время развитие вооружения, военной науки, изменения в штатной организации армии приведи к тому, что стали закрепляться тенденции, появившиеся в практике подготовке и обучения войск в ХVI-ХVII в.в. Так, процент времени, выделяемого на рукопашный бой из общего бюджета времени на обучение военнослужащих, стал постоянно снижаться, усилились особенности в обучении рукопашному бою военнослужащих различных родов войск, и первую очередь в пехоте, в кавалерии, на флоте и в артиллерии. Если в пехоте главенствующее место отводилось владению винтовкой, штыковому бою, то в кавалерии упор делался на владение саблей. На

флоте рукопашные схватки возникали в процессе абордажа или высадки на неприятельский берег. Артиллерия, как главное оружие группового поражения противника играла существенную роль в обеспечении победы, а нейтрализация неприятельской артиллерии (огневыми средствами или путем захвата огневых позиций подвижными кавалерийскими группами) была одной из основных задач, возникающих в сражении. Это налагало определенную специфику на обучение артиллеристов (на Руси до ХVII-ХVIII в.в. их называли пушкарями) рукопашному бою, так как им приходилось не атаковать, а в первую очередь отражать атаки прорвавшегося неприятеля, чтобы не сдать огневых позиций. Артиллеристы представляли собой новую категорию военнослужащих, которые по роду своей воинской деятельности действовали на существенном расстоянии от неприятеля и в меньшей степени участвовали в непосредственных столкновениях. Однако это не снижало для них значимость умений вести рукопашный бой.

Изменения в обучении рукопашному бою различных групп военнослужащих усилились на рубеже ХIХ-ХХ в.в. после изобретения и поступления на вооружение автоматического скорострельного оружия.

Во время 1 Мировой войны немецким командованием впервые было применено новое оружие - химическое, что знаменовало собой начало нового этапа в военном деле - разработку оружия массового уничтожения. Несмотря на это история 1 Мировой и Гражданской войн в России изобилует примерами массовых рукопашных столкновений. Лишь к периоду 11 Мировой войны, когда на вооружении армий уже были бронетанковая техника, истребительная и бомбардировочная авиация, гаубичная артиллерия, реактивные снаряды и т.п., доля рукопашных схваток в процессе боевых действий существенно уменьшилась. Однако рукопашный бой по прежнему был важен с точки зрения психологической подготовленности к столкновению с противником. Опыт Великой Отечественной войны свидетельствует, что вопросам подготовки военнослужащих к РБ уделялось постоянное внимание в запасных фронтовых и действующих частях Сухопутных войск. По материалам Л.А.Братцева (1952), А.П.Варакина (1958) в программах боевой подготовки частей на отдельные краткие периоды (перерывы между боями, подготовка к наступательным операциям) на рукопашный бой отводилось значительное время - до 15%, а в содержание включались самые необходимые приемы для боя: перебежки, переползания, преодоление препятствий, метание противопехотных и противотанковых гранат, уколы штыком, удары прикладом, приемы боя лопатой и ножом. Занятия, как правило, проводились комплексно. На основе анализа многочисленных примеров рукопашных схваток в период Великой Отечественной войны, сводок обобщенного боевого опыта, проведенного в работах И.Э. Коха (1941), К.Т. Булочко (1944), А.П. Варакина (1956) и др., можно сделать следующие выводы о характере действий: в рукопашной схватке в период Второй мировой:

1. Рукопашные схватки возникали и преимущественно среди развалин, в зданиях, траншеях, убежищах и т.д., то есть, в большинстве случаев приходилось вести бой в ограниченном пространстве , в сочетании с преодолением препятствий.

2. В рукопашной схватке в первую очередь применялись стрельба из огнестрельного оружия с близкого расстояния, навскидку, в упор и метание гранаты.

3.Холодное оружие, приемы единоборств применялись:

  • при внезапном столкновении с противником "грудь с грудью";
  • при отсутствии боеприпасов;
  • при необходимости уничтожить врага бесшумно;
  • при неисправности оружия.

4.Схватки в условиях непосредственного столкновения с противником характеризовались:

  • многообразием приемов и действий холодным и личным оружием, без оружия;
  • в большинстве случаев, внезапностью возникновения;
  • скоротечностью, быстрым изменением обстановки.

Это требовало от бойцов способности мгновенно ориентироваться в быстроменяющейся обстановке, инициативных, дерзких и решительных действий высокого уровня тренированности в приемах быстрой стрельбы, метаний гранат и рукопашного боя.

5.Огромное значение в рукопашной схватке имели взаимовыручка, слаженность коллективных действий.

Рукопашным схваткам часто предшествовали напряженные физические нагрузкипри атаке.

7.Подготовка к рукопашному бою рассматривалась как способ привития бойцам двигательных навыков, умений действовать в атаке в ближнем бою, как важнейшее средство совершенствования морально-боевых качеств, стремления первым произвести выстрел, метнуть гранату, нанести удар холодным оружием и победить.

После 2 Мировой войны военно-техническая революция достигает своего пика. Совершенствуются виды оружия, имеющие разрушительную мощь: ядерное, водородное, бактериологическое, метеорологическое и др. Развитие материальных средств ведения войны достигает этапа автономных и автоматизированных комплексов боевого оружия (П.Кроссер,1975). Это, с одной стороны, и вооружение личного состава ряда армий (в том числе и нашей) укороченным автоматическим оружием, с другой, временно и неоправданно сместили акценты во взглядах на роль ближнего и рукопашного боя в достижении победы над противником. Однако концепция "кнопочной войны" себя не оправдала. Опыт локальных конфликтов в Корее во Вьетнаме, на Фолклендских (Мальвинских) островах в Афганистане и Чечне показал, что существует достаточно высокая вероятность возникновения ближнего боя, который подчас принимает характер рукопашного (C.Ф. Ахромеев, В.А. Меримский,1980,1981; В.Н.Утенко,1986, В.Семенихин,1987; О. Томашко, 1988; FМ-21-150, R.Jeargan,1977, W.Latham,1977, L.Kursawe, 1983 и др.). Исход операции "Буря в пустыне" (Персидский залив, 1992 г.) во многом определили успешная деятельность групп радиоэлектронной борьбы, в тоже время велась подготовка разведывательных и диверсионных групп на нейтрализацию деятельности пунктов управления, связи. ПВО, Командных Пунктов армии Ирака (Ю.В. Лебедев и др. 1991; А.И. Цветков, В.А. Царьков, 1993 и др.).

Таким образом, можно констатировать, что современный высокий военной уровень техники и вооружений снизил значимость подготовленности по рукопашному бою многих категорий военнослужащих. В тоже время существует ряд воинских специальностей, для которых рукопашный бой остается существенным компонентом их военно-профессиональной деятельности - это десантники, морские пехотинцы, разведчики, личный состав противодиверсионных формирований, подразделений специального назначения, личный состав внутренних войск и др. Однако психологический аспект готовности к рукопашному бою к борьбе с противником лицом к лицу продолжает оставаться актуальным для военнослужащих.

Шенгенская виза в Германию откроет вам новые горизонты.

Каждое единоборство, как вы уже догадались, хранит свою историю. Например, каратэ имеет связь с именем некого Бодхидхармы, который известен всем тем, что этот человек создал в 6 в. н.э. религию дзен. Данная религия предполагала хорошую физическую подготовку. Также ученики должны были научиться терпеть боль и вырабатывать физическую силу. Те тренировки, которые проводились в стенах школы, как-раз-таки и способствовали выработке данных качеств. В целом, что касается Японии, то там было запрещено использование оружия. Поэтому приходилось достигать успеха в борьбе и вырабатывать специальные навыки, которые способствовали победе. Уже в 20 веке термин «карате» приобрел слегка другое значение. Он переводился, как «пустая рука». То есть, если говорить дословно, то «карате» - это борьба, которая запрещает использовать оружие и заставляет бороться голыми руками. Что касается данного единоборства, то это целая философия. Перед боем, прежде всего вы должны подготовить своё подсознание, а уже потом переходить к каким-либо действиям. В те времена, да и сегодня, количество желающих заниматься данным искусством только растет.

 
« Пред.