Главная arrow Статьи arrow РБИ в наши дни
РБИ в наши дни Печать E-mail

Практически до начала XX в. в Русском Боевом Искусстве не было официального разделения на спортивные и боевые направления. Очевидно, что искусство боя на Руси имело свои школы, однако, сегодня мы мало знаем о них. Сам же термин "русское боевое искусство" появился сравнительно недавно. В начале XX в. произошел своего рода прорыв, когда накопленные знания были упорядочены и стали восприниматься как цельная система. Родились школы рукопашного боя. Этот шаг вперед связан в первую очередь с такими мастерами боевых искусств как Ощепков, Ознобишин, Спиридонов, Харлампиев. Непросто стожились их судьбы в сталинском СССР, не все, что задумывалось, сбылось. 

Но главное было сделано - многовековой воинский опыт русского народа был систематизирован и получил дальнейшее развитие, окончательно оформившись в паши дни как русский стиль рукопашного боя.

Однако, с 30-х годов, Русское Боевое Искусство исчезают из жизни, словно его никогда и не было. Рукопашный бой был упрятан за гриф "секретно" и стал доступен лишь узкому кругу, в числе которых были, в первую очередь, сотрудники органов внутренних дел, государственной безопасности и офицеры армейской разведки. Кулачный бой, буза, скобарь и многие другие, чисто народные воинские забавы нещадно искоренялись как пережиток "темного" прошлого, Так Русское Боевое Искусство уходило в забвение. И нет ничего удивительного, что свободную нишу со временем заполнили чужеземные системы, созданные на Востоке и попадавшие к нам в основном через Запад из вторых рук. Впрочем, в СССР в свое время досталось и восточному боевому искусству. Его запрещали, его загоняли в подполье, из него делали тайну за семью печатями. Все в лучших традициях тоталитарного государства.

К счастью, времена изменились, и те же "восточники" смогли вздохнуть свободно. В отличие от Русского Боевого Искусства - о нем, увы, уже успели забыть. Другое дело каратэ. Лишь несколько лет являвшееся нелегальным, для людей оно по-прежнему было реально существующим боевым искусством. О нем знали, о нем говорили, его, наконец, видели на экранах. Поэтому, хлынувшие к нам после падения "железного занавеса" полноводным потоком разнообразные восточные единоборства моментально завоевали бешеную популярность.

Возрождение Русского Боевого Искусства идет гораздо скромнее и медленнее, Одним из первых больших мастеров, давший толчок к развитию русского стиля стал А. А. Кадочников. Их ученики достойно подхватили благородное начинание, и русский стиль из небольшого ручья разлился в полноводный гулкий поток. А в 1992 г. в России была создана Всероссийская Федерация Русского Боевого Искусства. Возглавил ее Александр Иванович Ретюнских, мастер спорта СССР по самбо и дзюдо, создавший в русском стиле новое направление - Российскую Отечественную Систему Самозащиты (РОСС). Учителями А. И. Ретюнских были Криворотов А.М., Волосов В.В., Гуляев В.П., Шулика ЮЛ, Поторока ГГ., Кадочников АА Филиалы федерации успешно работают по всей России и даже перешагнули ее границы. В 1995 г. в Беларуси возник филиал, который возглавил один из авторов этой статьи вице-президент ФРБИ Александр Михайлович Кистень.

Сегодня здесь тренируются не только взрослые, по и детские группы, подготовлены свои инструкторы-методисты, проводятся методические семинары для специалистов государственных силовых структур и частных охранных агентств. Налажен контакт со средствами массовой информации, что позволяет не только широко пропагандировать Русское Боевое Искусство, но и учить людей конкретным приемам и способам выживания в критических ситуациях.

Благодаря бескорыстному труду энтузиастов, преданных русским воинским традициям, помноженному на глубокий патриотизм, люди вновь открыли для себя то, что создали в ратном деле их славные предки - русский стиль рукопашного боя, славяно-горицкую борьбу, кулачный бой и многое другое, что на протяжении столетий составляло золотую страницу русской культуры и являлось истинным проявлением русской духовности.

Увы, но возрождение Русского Боевого Искусства было воспринято неоднозначно. Немедленно нашлись критики, усмотревшие в этом явлении оттенок национализма. Ну, еще бы, стиль-то русский, а не какой-то там интернациональный. Вся беда этих "специалистов" в том, что они либо напрочь забыли, либо вовсе не знают истории. Ведь уже своим названием система перебрасывает мост в Древнюю Русь - символ братского славянского единства. Другие критики, чье знакомство с Русским Боевым Искусством и, в частности, с русским стилем рукопашного боя, подозреваем, носит заочный характер, усердно принялись искать в системе элементы восточных единоборств. Для чего? Да все просто. Чтобы обвинить славян в плагиате и подвести под русскую "рукопашку" японский, китайский или еще какой-либо азиатский фундамент. Мол, не создал русский народ ничего за всю свою историю, а лишь пользовался плодами чужого труда. И это осмеливаются говорить потомки народа, который на протяжении всей своей истории не выпускал из рук оружия и одержал столько славных побед именно в рукопашных схватках!

Впрочем, настоящие специалисты из мира боевых искусств с уважением и интересом относятся к русскому стилю. Более того, они его практикуют. В США с недавних пор работает Академия Русского Боевого Искусства, а в Великобритании - Ассоциация РБИ. Специалистов по РОСС приглашают на крупные международные форумы. В 1996 г. в американском г. Кливленде состоялся Всемирный фестиваль айкидо и дзюдзюцу. В нем принимала участие делегация во главе с Президентом ВФРВИ А. И. Ретюнских. Итог выступления русских "рукопашников" - создание Академии РБИ в США, приглашения на семинары по боевым искусствам за рубеж, приезд в Россию иностранных специалистов с целью изучения РБИ-РОСС.

Крепнет интерес к РОСС и со стороны отечественных специалистов. Ведь настоящий мастер, будь он фанатом каратэ или таиландского бокса, никогда не пройдет мимо чего-то стоящего, что может предложить другая, незнакомая ему система. Один из главных козырей РБИ-РОСС - его многофункциональность. Она подойдет и мужчине, и женщине, и слабому, и сильному. Люди, для которых владение искусством рукопашного боя не просто хобби, а жизненная необходимость, по достоинству оцепили систему, осваивают ее и активно культивируют.

В проблеме неверного толкования русского стиля есть и немалая вина средств массовой информации - тех ее авторов, которые в погоне за дешевой сенсацией нагнетают вокруг него нездоровую атмосферу этакой таинственности, взахлеб рекламируя чудеса "русских ниндзя", теряя грань между реальностью и фантастикой. В результате, люди смотрят на человека, занимающегося русским стилем, как на сказочного героя, и ждут от него чего-то сверхъестественного. Они представляют себе, что, прозанимавшись в секции полгода или, в крайнем случае, год, смогут сокрушить любого мастера чужеродных боевых искусств с легкостью Брюса Ли. Так не бывает.

Да, русский стиль это мощная универсальная боевая система, возможности которой еще далеко не изучены, а потому могут показаться безграничными. Но это еще и труд до седьмого пота. Труд и физический, и умственный. Ведь только освоение начального, базового, уровня, при нормальном режиме тренировок занимает примерно от двух до трех лет в зависимости от уровня первоначальной подготовки человека.

Патриотизм, следование историческим традициям, уважение к окружающим людям и стремление к достижению гармонии с природой - вот прочный фундамент русского стиля. Русский стиль нередко обвиняют в отсутствии своего официального философского учения. Считают, что без этого атрибута его нельзя считать боевым искусством, обязательно должен быть Путь. В таком случае зададим вопрос: "Для чего в первую очередь существует боевое искусство? Чтобы философствовать или чтобы сохранять и развивать накопленные и систематизированные знания в области рукопашного боя?" Есть духовные и нравственные принципы носителей боевой культуры, есть осознание своей непосредственной причастности к богатейшей славянской истории и общей культуре - вот что главное. Русское воинское искусство укреплялось не велеречивым любомудрием, а чувством справедливости своего дела и духовными ценностями народа. Так было во все века, и в этом таится особенность славян богатая народная духовность, имеющая свои морально-нравственные принципы, историю и культуру. Это и есть наш Путь. Исторические бури стерли имена многих выдающихся русских мастеров ратного искусства, Но их наследие живет и поныне. И не просто живет, а продолжает развиваться, ибо корпи его в народе, а из народа вышли и мастера. И будут новые мастера, доколе будут живы славянские народы.

Пожелания для вас на www.pogelanie.info
 
« Пред.   След. »