Главная arrow Статьи arrow Рукопашный бой в VI-XIV в.в. на Руси
Рукопашный бой в VI-XIV в.в. на Руси Печать E-mail
В период средних веков на Руси элементы единоборств и некоторые способы ведения рукопашной схватки имели ярко выраженные особенности. В первую очередь это касается кулачных поединков получивших повсеместное распространение.
Доблесть и мужество славянских воинов знали многие народы. Известно, что в 548 году шеститысячный отряд славян, во главе которого был "длиннобородый" Ильдигес (Илья) успешно воевал на стороне готов против римлян. Сведения об этом есть в западноевропейских сагах, героем которых был Илья Русский. Позднее византийский император Юстиниан принял его на службу, назначив начальником одного из отрядов дворцовой стражи (Г.Попов,1992 г). К себе на службу славянских воинов стремились взять многие правители. 

Так в VI веке император Маврикий Стратег писал: "Племена славян ... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... юноши их очень искусно владеют оружием" (цит. по материалам Г.Попова,1992). Об отваге и доблести славянских воинов писал и готский историк Иордан (см. "Очерки истории СССР...", 1958 г. стр. 45) .

То, что на Руси складывалась своеобразная и достаточно эффективная система рукопашного боя доказывают упоминающиеся в былинах и летописях многочисленные победы её воинов: Мстислава Удалого над князем косогов Редедей, Никиты Кожемяки над печенежским богатырем.

В летописи ХII века упоминается Демьян Куденевич, живший в Переславле Русском. Вместе с пятью товарищами и слугой он любил сразиться с многочисленными отрядами врагов, обращая их в бегство (Е.А.Разин,1955). В период монгольского нашествия Батыя бессмертную славу завоевал рязанский воевода Евпатий Львович Коловрат. Его отряд почти полностью погиб в неравном бою, но врагов было уничтожено в десять раз больше. Монгольский хан настолько был поражен их мужеством и ратной доблестью, что приказал похоронить погибших, а пятерых оставшихся в живых отпустил на свободу.

Высокий уровень подготовки русских воинов обеспечивался тем, что еще в молодости молодежь получала необходимую подготовку в единоборствах во время боевых игр и игрищ. Вот что об этом пишут исторические источники: "Бои кулачные и палочные составляли для русской молодежи потеху, увеселение. Бои проходили, обыкновенно, в праздничные дни, при жилых местах, а зимой чаще всего на льду; собирались "охотники", составляли два враждебных лагеря и по данному сигналу бросались один на другого с криком для возбуждения, нередко тут же били в накры и бубны" (см. "История физической культуры в СССР.." 1940), правила ведения таких боев поражают благородством. Запрещались удары в пах, в спину, удары по лежащему ("лежачего не бьют"). Тот, кто нарушал эти правила, подвергался общественному презрению.

 

Никита Кожемяка

"...В 992 г. сильное войско печенежское двинулось из-за реки Суды. Навстречу им вышел Владимир с дружиной. Обе рати сошлись возле нынешнего Переяславля на реке Трубеж. Русские стали по одну сторону реки, а печенеги - по другую, но ни те, ни другие не начинали боя. Тогда печенежский князь подъехал к реке, вызвал . Владимира и предложил ему следующее условие: "Выбери витязя из своей дружины, а я выберу своего; пусть они сойдутся на единоборство. Если твой витязь поборет моего, то не будем с вами воевать три года; если же наш поборет, то будем опустошать твою землю три года". Владимир согласился и велел кликнуть клич по всему своему стану: не найдется ли желающий бороться с печенегом, но такого не оказалось. На другой день печенеги уже привели своего борца, а с русской стороны еще никто не отыскался на бой.

Наконец к князю пришел один старик и сказал: "Князь, у меня есть меньшой сын, который остался дома. Еще никому с детства не удавалось его ударить. Однажды, когда я журил его, а он в это время мял толстую воловью кожу, он так рассердился, что разорвал ее руками". Князь велел послать за силачом; когда тому рассказали в чем дело, то он попросил испытать его. Тогда привели дикого быка, и разозлив его горячим железом, пустили на волю. Когда бык бежал мимо силача, то он схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько мог захватить в руку. На другой день оба борца выступили друг перед другом. Печенег сначала смеялся над русским, потому, что был высокого роста великан, а наш богатырь был среднего роста. Но не то сказали печенеги, когда оба бойца сошлись. После недолгой схватки русский сдавил в руках печенега до смерти и ударил его оземь. Со стороны русских раздался радостный крик, и дружина кинулась на печенегов, которые обратились в бегство.

Обрадованный Владимир построил на этом месте город, который назвал Переяславлем, потому, что русский богатырь переял славу печенега. Самого бойца вместе с отцом его Владимир сделал вельможей.

 

Мстислав Удалой

"...Мстислав был богатырь-князь; постоянная борьба с окрестными варварскими народами закалила его. Особенно славился он как единоборец. Однажды он вел войну с диким, народом - касогами. Князь касогов Редедя вышел к нему навстречу с войском и сказал: "Зачем нам губить дружину? Давай выйдем на единоборство: поборешь ты, тогда ты возьмешь мое имение, жену, детей и землю; я одолею - возьму все твое". Мстислав согласился, и вот два князя сошлись на единоборство. Долго они боролись; наконец Мстислав стал изнемогать. Тогда, видя беду, он мысленно дал обет Пресвятой Богородице построить церковь во имя Ее, если одолеет противника. И, действительно, он захватил Редедю и зарезал его; согласно договору, Мстислав захватил все его имение, жену, детей и наложил дань на касогов.

 

Святослав

"...Греки, призвавшие русских на Дунайские берега, скоро увидели свою ошибку. Воинственный Святослав оказался более опасным соседом, чем болгары. Иоанн Цимисхий, император греческий, потребовал тогда, чтобы русские вышли из пределов Болгарии, но Святослав ответил на это, что он скоро будет сам в Константинополе и прогонит греков в Азию. Цимисхий поспешил собрать войско, но, не желая обнаружить это, послал к Святославу узнать, сколько воинов в его дружине, обещая на каждого из них заплатить дань. Святослав объявил, что у него 20 000 человек, но на самом деле у него была половина. Хитрые греки собрали 100000-ное войско и со всех сторон окружили русских. Святослав же, спокойно оглядев неприятельские ряды, сказал дружине: "Бегство не спасет нас; волею неволею должны мы сразится - не посрамим земли русской; ляжем костьми: мертвым нет сраму. Иду пред вами, и когда положу голову свою, тогда делайте, что хотите".

Воодушевленная дружина ответствовала: " Наши головы лягут вместе с твоею". И с жаром бросились в битву. После долгого боя, греки, несмотря на значительное превосходство, не устояли и рассеялись в бегстве, и Святослав направился к Константинополю, истребляя все на своем пути."

 

Татаро-монгольское

Большим несчастьем для Руси было татаро-монгольское нашествие. Впервые русская земля услышала о татарах в 1223 году.

В 1207-1209 годах племена предводительствуемые Чингисханом, покорили уйгуртов, бурят и киргизов. В 1211 году он вторгся в пределы Северного Китая и к 1215 году захватили значительную часть империи Цзинь. Столица Пекин и десятки других городов были разрушены и сожжены.

В 1219 году 150- тысячная орда ворвалась во владения хорезм-шаха Мухаммада. Одновременно 30-тысячный корпус татаро-монгольского войска двинулся на запад. Опустошил Грузию и Азербайджан, проникнув к 1222 году на Северный Кавказ. В 1223 году на реке Калке впервые встретились в бою с татарами и русские войска.

Южно-русские князья, не имевшие единого управления и бежавшие союзники половцы, проиграли сражение. Южная Русь замерла в ожидании невиданного погрома. Внезапно татары покинули Русь, и ушли на восток и после кончины Чингисхана (1227 г), начался новый этап татарских завоеваний новым избранным ханом Угедэем. На запад пошли войска под командованием хана Батыя. В 1237 году он напал на Северо-Восточную Русь. 21 декабря в результате шестидесятидневного штурма была взята и полностью разрушена Рязань. Следом войска Батыя разрушили Коломну, Москву, Владимир и Суздаль. В 1239 году Батый разграбил Южную Русь. Русь была повержена окончательно. На огромных пространствах дымились груды развалин да лежали неубранными тела русских ратников и крестьян, отмечая места наиболее жестоких стычек завоевателей с мирными жителями.

Католический монах Плано Карпини, проезжавший по Южной Руси в 1246 году, насчитал в некогда цветущем Киеве менее 200 домов, а "бесчисленные головы и кости мертвых людей" так и лежали без погребения даже шесть лет спустя после татарского погрома.

Весной 1241 года татаро-монгольское войско двинулось в глубь Европы. Блеск татарской сабли уже несколько лет приводил в ужас западноевропейских государей. Император Фридрих 11 Штауфен писал английскому королю: "Если татары прорвутся в Германию, то (и) другие царства увидят ужас грозы. Будем осмотрительны: пока враг губит соседа (то есть Русь-прим.), подумаем о средствах самообороны."

Но овладеть побережьем Адриатического моря Батый потрепаный в боях на Русской земле не смог. Западная Европа была спасена. На захваченных землях Батый основал новое государство "Золотую орду". Русских князей превратил в своих данников.

Унизительной и тягостной для русских князей была процедура получения ханского ярлыка на княжение. Кроме этого русские отряды были вынуждены ходить с ханами далеко за Дон. С ордой Кубилая они участвовали в завоевании Южного Китая во второй половине Х111 века. Хотя на Русской земле не было постоянно монголо-татарского войска, чтобы держать в покорности завоеванные земли они только за последнюю четверть Х111 века сделали 15 походов на Русь.

Ангелом-хранителем земли русской явился в середине Х111 века Александр Невский. Он явил подвиг брани (бой на чудском озере - "Ледовое побоище" -1242 г. и другие) и подвиг смирения склонился под старшинство татар. Он же заложил фундамент будущего Московского государства - был мудрым политиком. Он смог обратить в христианство сына Батыя - Сартака (об этом пишет арабский историк аль-Джауздани, современник событий) став его побратимом, что открывало перед Александром Невским широкие возможности в деле объединения Руси. Но после смерти Батыя сына его Сартака умертвили, и власть захватил дядя Берке. Но и с ним Александр Невский нашел взаимопонимание.

Русь была под игом татар очень продолжительное время, но собравшись с силами сбросила с себя бремя врагов. Выше мы уже говорили о великом сражении в1380 году Куликовской битве, она то и была первой победой над татарами.

В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Ратники штурмовали холм, стремясь захватить его вершину. Русские воины, как правило, не использовали тяжелые защитные латы. Основными качествами, на которые рассчитывал русский воин в бою, являлись ловкость, гибкость и быстрота реакции. Рукопашный (на древнеславянском языке - опаш) означает размахивать руками.

Однако было бы неверным утверждение о том, что рукопашный бой на Руси представлял движения и удары только руками. Подтверждением тому служат старинные русские выражения, как, например, "Москва бьет с носка, имеется в виду подсечка или удар передней ногой, широко использовавшиеся в кулачных поединках в Москве.

Кулачные бои в средние века на Руси являлись одним из способов подготовки воинов к сражениям. Поединки часто велись с использованием защитных приспособлений, прикрывавших руку от кисти до локтя.

Как пишет исследователь славяно-горецкой борьбы А. Белов (1990): "... в яром бою воины нередко бросали наземь оружие и наносили удары коваными наручниками и чревцами, защищавшими руку до локтя. В более древние времена наруч представлял собой просто плетение сыромятных кожаных ремней". Это было связано с тем, что удар в наруче был увесист, а техника выполнения осуществлялась (при хорошей подготовке) легко и стремительно. Не были оставлены без внимания и ноги. Для их защиты использовались кольчужные или кожаные поножи. К поножам ремнями могли крепиться всевозможные крюки или шипы (А. Белов, 1990). Следовательно, при умелом использовании таких приспособлений нога воина могла представлять грозную силу.

Несмотря на то, что в различных районах боевое единоборство называлось по- разному (у владимирцев - кружало, у псковичей - скобарь и т.д.) и в каждой местности вырабатывались свои излюбленные приемы, в средние века на Руси уже существовали четыре ярко выраженных направления в кулачном бое - это рязанское, московское, новгородское, и вятское. Примером ратного искусства и силы духа на Руси, также был период правления Святослава - 968 г.

Руси слагались народные эпические песни о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. В народе эти повествования носили название "старин" или "старинушек", свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность.

Российская история имеет немало примеров о славных победах русских воинов в битвах с врагами. Вспомним события, предшествовавшие Куликовской битве в 1380 году. Святой благоверный князь Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь за благословением преподобного Сергия Радонежского. Великий старец не только благословил князя на битву за Святую Русь, не только пророчествовал победу, но сделал, казалось бы, невозможное для монаха. Кроткий подвижник послал на бой двух смиренных иноков, Пересвета и Ослябю, "за послушание" отправив их с великим князем на Куликово поле. Именно Пересвет, монах-воин, и был богатырем, сразившимся перед началом битвы с татарским великаном Темир-Мурзою в период татаро-монгольского ига на Руси. В грандиозных рукопашных сражениях на Чудском озере (1242г.) и Куликовом поле (1380г.) наши предки разгромили захватчиков с севера и юга, что создало условия для объединения русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государства.

Русь провела 2/3 времени своего существования в войнах. Что позволило накопить огромный опыт боевого искусства. Богатырство на Руси доблесть, мужество и храбрость воинов, их жертвенность ради победы основывалась на укладе жизни и в воспитании россов.

На Руси не боялись смерти и с рождения готовились к ней. Особенно хотелось бы подчеркнуть, что воины не просто не боялись смерти или презирали ее, а радовались ей - смерти во благо , умирая с радостью и улыбкой на лице. Не было искусственной, как на Востоке подготовки к смерти, которая на протяжении всей жизни держит человека в страхе. На Руси готовились к смерти, как к другой неземной жизни и погибнуть за отечество и за други своя считалось великой честью.

Звезды в смешном виде Фотоприколы знаменитостей тут www.Photo-Priikol.Info
 
« Пред.   След. »