Бокс |
![]() |
![]() |
Страница 61 из 117 Принцип доступности. Всякий учебный материал может быть освоен, если он доступен для учащихся. Доступность учебного материала включает преодоление посильных трудностей. Попытки выполнить непосильное упражнение могут привести к искажению техники, а во время напряженных тренировок — к функциональным отрицательным сдвигам. Если начинающим боксерам давать задания на выполнение сложных действий, например наносить опережающие удары на атаку партнера, то и один и другой неизбежно будут пропускать удары, так как они еще недостаточно усвоили защиты. Непосильные действия могут подорвать веру в свои силы, кроме того, привести к травмам. Учебно-тренировочные бои с сильным партнером планировать осторожно (даже боксерам-разрядникам) так как более слабый боксер в каждом бою перенапрягается, теми боя и активность сохраняет за счет больших волевых усилий. Такое положение неизбежно приводит к переутомлению и снижению работоспособности. Если это случилось перед соревнованиями, то на сбор боксер приедет неподготовленным. Завышенные задания, нереальные перспективные планы порождают неверие в себя, недовольство тренером, условиями тренировки и т. д. Принципом доступности руководствуются и при составлении зачетных требований, контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, планов повышения спортивного мастерства и (самое главное) при планировании результатов, к которым должен стремиться боксер в тех или иных соревнованиях. Слишком легкие задания приводят к потере интереса занимающегося, неподготовленности к встрече с противником. Только преодоление посильных трудностей, чередование легких упражнений со сложными дают эффект в обучении и тренировке. Занимающихся распределяют на группы спортсменов примерно одинаковой подготовленности и возраста. Для каждой группы составляют отдельные планы подготовки. Для спортсменов высших разрядов — индивидуальные планы тренировки с учетом их способностей и уровня подготовки. Единая спортивная классификация, подразделяющая боксеров на возрастные группы, спортивные разряды и весовые категории, уравнивает соотношение сил участников соревнований. Продолжительность боя, определенная правилами соревнований для разрядов и возрастных групп, является прямым выражением принципа доступности. Доступность изучаемого материала тесно связана с тем, насколько последовательно и систематично построен курс обучения. Принцип систематичности и последовательности. Всю систему подготовки боксеров строить на систематичности и последовательности овладения техникой, тактикой, развития физических и морально-волевых качеств (регулярность занятий, чередование нагрузок с отдыхом и соответствующая последовательность занятий в зависимости от их направленности и содержания). Только регулярные занятия дают эффект в обучении и тренировке, так как предусматривают непрерывность в развитии различных физических качеств (выносливости, быстроты, ловкости), технико-тактических навыков и морально-волевых качеств. Менее продолжительные, но более частые занятия предпочтительнее менее частых, но более продолжительных (четыре раза в неделю по 1,5 ч дадут значительно больший эффект, чем занятия два раза по 2,5 ч). Нерегулярные занятия часто приводят к отрицательным физиологическим сдвигам в организме. Если последовательно переходить от простого к сложному, при систематических тренировках сложное постепенно становится доступным. Овладевать новым материалом, совершенствуя известное (например, изучая боковые удары в голову с защитами при помощи подставок, следует совершенствовать прямые удары и защиты от них подставками). Новое изучать на основе известного (например, не зная применения защит нырками, не переходить к контрударам после нырков). Хорошо изученные простые фактические формы боя являются прочной базой для овладения сложными. Следует иметь в виду, что иногда более сложное по координации действие боксер усваивает легче, чем простое (например, нырки значительно сложнее уклонов, однако есть боксеры, которые нырки в комбинации с другими приемами делают значительно успешней). Не планировать более трудный материал к концу занятия, когда боксер устал (например, напряженный учебный бой с партнером). Принцип прочности знаний и навыков. Овладевать и совершенствовать технику при помощи многократного осмысленного повторения движений, внося тактические замыслы в их выполнение. Это способствует рациональному применению техники, ликвидации излишних напряжений, вырабатыванию экономных и эффективных движений. Технические навыки совершенствовать в разных вариантах, с тем чтобы при сбивающих факторах один и тот же прием можно было выполнить несколько иначе, с разных положений (например, в одном случае прямой удар левой в голову наносится при поступательном движении вперед и масса тела находится на левой ноге, в другом этот же удар наносится при отходе назад и масса тела расположена на правой ноге). Хорошей усвояемости каждого элемента способствует изучение его в сочетании с другими (например, боковой удар правой в голову можно изучать и совершенствовать в сочетании с последующим ударом снизу в туловище или этот же боковой удар наносить после нырка от бокового левой в голову и т. д.). Чем уверенней боксер сочетает атакующий или контратакующий удар с последующими ударами, тем прочнее усвоен навык. Прочность навыков зависит от умения подобрать упражнения по технике с учетом индивидуальных особенностей боксера (у высокого, худого, с длинными конечностями боксера прямой удар может иметь иную форму движения, чем у низкого). |
« Пред. |
---|