Бокс Печать E-mail
Оглавление
Бокс
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117

Глава 6. Основы методики обучения и тренировки

Процесс спортивной тренировки в единоборстве, в частности боксе, следует рассматривать как единый, многолетний процесс обучения и воспитания, взаимосвязи средств, методов, форм и условий спортивной подготовки. Актуальными вопросами в системе подготовки спортсменов являются:

а) применение важнейших педагогических правил и положений к особенностям частной методики обучения и тренировки боксеров;

б) изучение и обобщение опыта работы ведущих советских тренеров по обучению и воспитанию мастеров высокого класса;

в) использование наиболее рациональных педагогических задач и заданий для творческой самостоятельной деятельности занимающихся под руководством преподавателя (тренера), позволяющей целесообразно регулировать и чередовать различные нагрузки в целях эффективного управления процессом спортивной тренировки.

Учебно-тренировочный процесс должен проводиться с учетом важнейших педагогических закономерностей, на основе общих дидактических принципов (научность обучения, связь теории с практикой, воспитывающее обучение, сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность, прочность и индивидуальный подход к занимающимся при работе в коллективе).

Принцип научности обучения. Передачу общих и специальных знаний строить на основе современных достижений науки и передовой практики, способствуя формированию коммунистического мировоззрения. Изучать главные факты и закономерности, связанные с достижениями теории и практики физического воспитания, в частности в боксе, с анализом техники, тактики и важнейших положений физиологии, психологии, гигиены, педагогики, биохимии и других дисциплин, добиваясь сознательного их усвоения и применения в практике преподавания бокса.

Определять все вопросы поведения, трудовой, спортивной и бытовой деятельности занимающихся в свете марксистско-ленинской идеологии, противопоставляя их буржуазному мировоззрению.

Преподавателю (тренеру) постоянно изучать развитие науки и практики в области специализации, быть всегда в курсе достижений и знакомить с ними занимающихся.

Принцип связи теории с практикой. Научить занимающихся творчески применять теорию в практике воспитания и обучения. Добиваться от занимающихся применения своих знаний, навыков и умений не только в спортивной, но и в общественно-трудовой деятельности и в быту. Овладевать техникой приемов в соответствии с тактикой их применения, на основе тактического смысла технического действия. Ставить перед занимающимися задачи и давать задания на самостоятельный разбор разных вариантов техники, тактики, поведения, настроения и состояния (своего и противников). Приучать занимающихся к систематическому чтению специальной литературы, анализу теории и практики проведенных боев. Принцип воспитывающего обучения. Вооружая знаниями, воспитывать у спортсменов коммунистические убеждения, стремиться к всестороннему развитию личности каждого из них, учитывать необходимость взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным, эстетическим и идейно-политическим.

Подавать личный пример добросовестного отношения к труду и общественной деятельности, воспитанности, такта и чуткого отношения к людям.

Приводить примеры и разъяснять дела и поступки лучших спортсменов и тренеров и труде, в быту и на соревнованиях.

Приучать каждого занимающегося к самоусовершенствованию, правдивости, честности, вежливости, опрятности, самокритичному отношению к своим поступкам и соблюдению спортивной этики.

Осуждать и бороться с аморальными поступками спортсменов, воспитывать непримиримость к недостаткам и проступкам, порочащим советского человека.

Сплачивать дружный коллектив, так как в коллективе формируются индивидуальность человека, его положительные качества и привычки (товарищество, взаимопомощь и др.) Приучать занимающихся подчинять личные интересы общественным.

Добиваться бережного отношения к оборудованию, спортивному инвентарю и снаряжению.

Принцип сознательности и активности. Вести учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы занимающиеся понимали смысл и значение тех действий, которыми надо овладеть, и активно участвовали в обучении. Они должны ясно представлять конечную цель занятий, знать, что нужно, чтобы достичь цели, почему план занятий построен так, а не иначе.

Воспитывать активность, трудолюбие и интерес к боксу, без которого немыслимо сознательное отношение к выполняемым на тренировках упражнениям.

Прививать навыки самостоятельной работы. Зная анатомо-физиологические и психологические особенности каждого из боксеров, тренер рекомендует наиболее целесообразные технические варианты действия, иллюстрирует это примерами из спортивной жизни выдающихся мастеров кожаной перчатки.

Воспитывать инициативу и самостоятельность занимающихся в решении технико-тактических задач (принцип активности), заостряя внимание на том, что на ринге боксеру самому придется их решать и активно претворять свои замыслы в действие.

План тренировки на определенный период составлять вместе с боксером, с тем чтобы последний знал, какие упражнения ему надо включать (в утреннюю гимнастику, самостоятельную тренировку) сегодня, завтра, через несколько дней, почему именно так, а не иначе подобраны упражнения. Весьма полезным является критический разбор занятий, действий и результатов каждого боксера в отдельности.

Объяснять цель каждого нового упражнения и значение способов его выполнения.

В ходе занятий проверять, насколько занимающийся разобрался в технических и тактических приемах, правильно ли понял задание, умеет ли объяснить и обосновать свои действия.

Сознательность, самоконтроль и анализ навыков помогают боксеру правильно оценить ведение им боя, возможности (свои и противника), способствуют развитию самостоятельности в бою.

Принцип наглядности. Широко использовать различные формы наглядного обучения, такие как просмотр кинофильмов, изучение техники по кинокольцовкам, кинограммам, посещение соревнований, где выступают боксеры высокого класса, использование учебных плакатов, совместная тренировка с боксерами более высокого класса и главное — четкий и правильный показ во время учебно-тренировочного процесса. Если тренер в силу каких-то причин не может правильно и в замедленном темпе продемонстрировать то или иное упражнение, он должен иметь помощников — боксеров высокой квалификации, — которые могли бы показать все технические действия, а также быть и партнерами для боксеров группы.

Демонстрировать приемы именно так, как они выглядят в бою. Каждое действие показывать сначала слитно, возможно, в комплексе с другими приемами, потом расчленить на элементы, разъясняя значение каждого из них для качественного целостного выполнения, и завершить иллюстрацией примеров удачного применения этого приема выдающимися мастерами бокса (с помощью кинофильмов). Просмотр красивых боев возбуждает интерес, у боксеров появляется желание выполнить действие так, как это делают мастера высокого класса.

Фильмы, кинокольцовки демонстрировать неоднократно, обращая внимание на передвижение, на механику ударов, на искусство защит и др. Кинофильмы можно использовать для ознакомления с мастерством, манерой ведения боя будущих противников, заснятых на каких-либо соревнованиях.

При помощи кинограммы анализировать технику действия, его рациональность и эффективность. Весьма полезно, особенно для молодых боксеров, посещение тренировок или соревнований, в которых участвуют высокотехничные боксеры. Тренер комментирует бой, отмечая положительные и отрицательные моменты в технике, тактике, использовании физических качеств и др.

Желательно, чтобы занимающиеся видели свои действия с последующим разбором (видеомагнитофонная запись, киносъемка и фотографии отдельных эпизодов боя). Целесообразно сравнивать действия занимающихся с аналогичными действиями мастеров высокого класса и анализировать положительные и отрицательные моменты боя.


 
« Пред.