Бокс |
![]() |
![]() |
Страница 108 из 117 Исследование выделений. Изучение состава мочи, слюны, пота и других выделений может дать некоторые данные о сдвигах в организме при физических нагрузках. В практике научной работы по исследованию проблем тренировки чаще применяется исследование мочи, состав которой значительно изменяется при больших физических нагрузках. Исследование функциональных свойств мышц. Методы, применяемые для исследования сдвигов в функциональных свойствах мышц, можно разделить на следующие группы:
Измерение силы и динамики сокращений проводится различными динамометрическими устройствами. Основным методом измерения механических свойств мышц является миотонометрия. Миотонометр (аппарат дозированной массы — 150-300 г) упирают штифтом в мышцу, чтобы он давил на нее. Мышца прогибается. Глубина «погружения» штифта зависит от вязкости и тонуса мышцы. Обычно измерения делаются дважды — при полностью расслабленной мышце и при ее максимальном напряжении. При обработке данных учитывают показатели тонуса напряженной и расслабленной мышцы и разницу между ними. Наиболее точны и удобны в работе электромиотонометры. Изучение сдвигов в системе инпориации мышц даст характеристику не столько их функциональных возможностей, сколько деятельности нервной системы. При помощи осциллографов регистрируется система биотоков в мышцах. Этот метод позволяет не только изучить сдвиги в деятельности центральной нервной системы, но и определить внутреннюю структуру движения, найти качественную разницу между движениями новичка и мастера. Осциллография биотоков мышц может дать чрезвычайно ценные данные для тех, кто работает над проблемами обучения движениям и тренировки боксеров. К этой же группе можно отнести и хронаксиметрию — определение электровозбудимости мышц. Исследование деятельности нервной системы. Осциллография биотоков мышц и коры головного мозга — метод, требующий сложной аппаратуры и высокой квалификации исследователей. Он дает возможность получить очень интересные данные о функциях центральной нервной системы. Значительно проще метод, основанный на измерении времени двигательной реакции. Спортсмен получает сигнал к действию и выполняет его. Например, испытуемый кладет палец на кнопку и удерживает ее в нижнем положении: как только вспыхнет лампочка, он освобождает кнопку. Сигналом может быть не только вспышка, но и прикосновение к определенному месту тела испытуемого, определенный звук и т. п. Приборы для определения скорости двигательной (сенсомоторной) реакции бывают различных конструкций. Наиболее совершенные из них дают возможность проверить не только быстроту двигательной реакции, но и быстроту ориентировки, т. е. как простую, так и сложную реакции. Разработано несколько методик, помогающих исследователям установить быстроту, силу и точность нанесения одиночных ударов, серии в целом, скорость и силу каждого удара в отдельности и в серии. Такая аппаратура может служить в качестве тренажной, что дает возможность определить потенциальные возможности развития отдельных физических качеств, а следовательно, более приближенно индивидуализировать тренировку боксеров. Большое влияние на сдвиги в физиологических функциях оказывает психическое состояние спортсмена. При определении психического состояния ведущим является метод педагогического наблюдения, дополненный учетом субъективных ощущений, исследованием реакции нервной системы и физиологических функций. Педагогические наблюдения проводятся как во время занятий или соревнований, так и вне их, и являются по существу частью воспитательной работы, которую проводит преподаватель. Наблюдая за поведением спортсмена, беседуя с ним и его товарищами, исследователь выясняет его отношение к занятиям, к работе, к товарищам, узнает о его настроении, определяет тип нервной деятельности и т. п. При научной работе такие наблюдения надо проводить систематически, записывая результаты по специально разработанной схеме, особенно в дни экспериментов. Некоторое представление о психическом состоянии дают физиологические показатели (переживания могут изменить частоту сокращений сердца, возбудимость и т. п.). Вышеуказанные методики исследований в сочетании с данными педагогических наблюдений и результатов самоконтроля дают характеристику процесса восстановления при нагрузках во время тренировок и между тренировками. |
« Пред. |
---|