Бокс Печать E-mail
Оглавление
Бокс
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117

Методы получения научных данных

Как указывалось выше, основным методом научно-исследовательской работы является метод сопоставления и анализ данных об изучаемом явлении. Для того чтобы их получить, нужно провести наблюдение и зафиксировать наиболее существенные изменения. Так, например, если исследуется эффективность двух методов обучения новичков, то определить лучший из них можно только сравнив результаты обучения: степень усвоения новых движений, результаты, показанные при выполнении контрольных заданий, и т. п. При исследовании проблем тренировки может возникнуть необходимость измерить ее влияние на состояние сердечно-сосудистой и других систем организма, психическое состояние спортсмена, силу мышц, быстроту, координацию движений и т. п.

Методики получения объективных данных в области физкультуры и спорта можно разделить на пять основных групп: 1) визуальные наблюдения; 2) регистрация внешних проявлений действий; 3) изучение внутренних реакций организма на физические нагрузки; 4) исследование психического состояния; 5) изучение реакции центральной нервной системы.

Визуальные наблюдения

Визуальное (зрительное) наблюдение — самый простой и распространенный метод получения данных и их оценки. Он общедоступен, дает возможность наблюдать сам процесс действия. Но данные зрительного наблюдения приблизительные, неточные. Нельзя точно измерить ни силу, ни скорость, ни даже форму движений, тем более получить данные о внутренних реакциях организма. Этот универсальный метод должен, как правило, дополняться другими, точно регистрирующими хотя бы основные показатели, необходимые для изучения данного явления.

Визуальные наблюдения следует проводить объективно, сосредоточенно и систематически. Личное мнение наблюдателя не должно мешать видеть и фиксировать то, что противоречит и не подтверждает его точку зрения. Исследователь не должен уподобляться футбольному «болельщику», не замечающему ошибок игроков его любимой команды и «видящему» ошибки другой команды даже там, где их на самом деле нет. Нельзя увлекаться спортивной борьбой, второстепенными деталями и т. п. Внимание должно быть сосредоточено на явлении, которое изучается; чтобы зафиксировать все детали явления, нужно заранее определить систему наблюдения (перечень объектов, последовательность наблюдения) и подготовить картотеку наблюдения с перечнем вопросов.

Для большей достоверности результатов визуального наблюдения, особенно в тех случаях, когда данные имеют большое значение для выводов, наблюдения нужно проводить неоднократно и в разных условиях.

В ряде случаев ценные материалы исследователь может получить путем непосредственного наблюдения за практикой работы в секциях, на сборах и др.

Форма карточки разрабатывается в соответствии с задачами наблюдения. Так, например, если наблюдение ведется во время соревнований с целью выяснения характерных особенностей в нанесении ударов, то карточка может иметь форму, приведенную в табл. 16.

В карточку записываются два боксера: боксер, за которым ведется наблюдение, и его противник, так как без данных мастерства противника нельзя объективно оценить испытуемого — боксеры могут иметь разный уровень физической, психологической и тактической подготовки.

Оценку можно давать в баллах и количестве ударов.

Таблица 16.

Измерение двигательных актов

Измерение расстояний и времени. Действия боксеров, проявление техники зависит от расстояния между ними. Дистанция между боксерами определяет направленность ударов, амплитуду движений, силу удара, формы защитных действии, активность и т. п. Для измерения расстояний устанавливают плоскость и точку отсчета, от которой определяют направление вперед, назад и в стороны.

Время действия боксера измеряется при помощи различных приборов, наиболее простыми из которых являются секундомеры. Для большей точности измерений следует пользоваться электросекундомерами, тахографами, которые автоматически отмечают время. Для ввода данных в прибор необходимы специальные устройства — датчики.

Измерение силы (удара). Обычные пружинные динамометры дают возможность определить силу удара. Вместе с тем они фиксируют только момент наибольшего усилия, не показывая, как оно нарастает и изменяется с течением времени. Более подробную характеристику дают динамографы, снабженные устройством, которое отмечает время и вычерчивает кривую нарастания и падения силы давления.

При помощи динамометров исследуют силу и частоту нанесения ударов, что позволяет определить скоростную и силовую выносливость боксера; можно получить данные о затраченной работе при выполнении упражнений (например, в одном, двух и трех раундах).

Объем выполненной работы можно определить путем перерасчета измеренных усилий в килограммометры (способ сложный и требующий значительной затраты времени) или путем регистрации количества упражнений.


 
« Пред.