Бокс Печать E-mail
Оглавление
Бокс
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117

РАЗВИТИЕ КУЛАЧНЫХ БОЕВ КАК САМОБЫТНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В РОССИИ

Исторические условия развития русского и других народов нашей страны, в частности постоянная борьба с врагами за независимость своей Родины, не могли не отразиться на характере физических упражнений, на играх и развлечениях.

Первые сведения о кулачных боях на Руси находим в Густинской летописи 990 г. и в летописях Нестора, датированных 1069 г. Было два вида состязаний в кулачных боях: массовые бои «стенка на стенку» и одиночные — единоборство «один на один» или «сам на сам».

Особенно популярной была форма — «стенка на стенку», где бой был массовым и представлял организованные действия. Каждая сторона старалась прорвать «стенку» противника, внести панику и смятение в его ряды и вытеснить его с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался и снова шел стеной в атаку. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился до тех пор, пока одна из сторон была совершенно побеждена и отказывалась от боя.

Места для боя были традиционными; зимой обычно бились на льду реки. Первыми начинали подростки, за ними вступали взрослые — женатые и часто старики. В народе существовали неписанные правила, которые передавались из поколения в поколение. Бой проходил либо на «голых» кулаках, либо в рукавицах. Удары наносились только лицом к лицу в голову, грудь и живот. Упавшего не били, отсюда поговорка «лежачего не бьют», «лежачий в драку не ходит». Кто падал на землю, считался побежденным. Бились до первой крови, пьяных к бою не допускали. Подножки и нападения сзади запрещались. Считалось бесчестным переходить за вознаграждение или подарки к противной стороне. Нарушения правил наказывались.

В основе своей русские кулачные бои были подлинно народным видом физических состязаний, спортивной игрой, «молодецкой потехой», рожденной здоровой удалью, спортивным желанием померяться силой, по-богатырски «разойтись плечом, размахнуться рукой», лишенной злобы и вражды. Не случайно кулачные бои привлекали к себе творческое внимание многих русских писателей.

Кулачные бойцы проявляли большое искусство. Существовала поговорка «не силой бьются, а сноровкой». Кулачных бойцов, выдающихся по силе и умению, в народе называли «надежа-боец». Эти бойцы участвовали в одиночных боях, принимали также участие и в массовых — «стенка на стенку». Они пользовались большой славой и уважением.

Из уст в уста веками передавалась в народе слава о «богатырях-молодцах». Так, например, известны обладающие большой физической силой троицкие монахи Александр Пересвет и Ослябля. В летописях рассказывают, как Пересвет в единоборстве поразил татарского богатыря перед Куликовской битвой. Кулачные бои нашли отражение в художественной литературе, автобиографических очерках и воспоминаниях. Описание кулачных боев находим у М. Ю. Лермонтова, А. М. Горького, Н. В. Гоголя, Н. Г. Помяловского, Ф. В. Гладкова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и др.

Имеются сведения, что Петр I любил организовывать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа». Об этом, в частности, пишет первый русский механик Андрей Нартов, обучавший царя механическому делу. При Екатерине II кулачные бои были очень популярными. Граф Г. Орлов считался отличным бойцом и не раз приглашал знаменитых силачей померяться с ним силой. Несмотря на запрет церкви, народ продолжал любить кулачные бои.

С развитием капитализма в России организаторами кулачных боев стали купцы, фабриканты. Они часто делали заклады или держали пари, напуская друг на друга бойцов, подобно петухов, разжигая и озлобляя своих «подопечных». Г. И. Успенский в рассказе «Бойцы» подробно описывает кулачный бой в губернском городе. Здесь боем руководят меценаты, «покровители», спаивающие бойцов, чтобы «скорее дошел». А потом — крики женщин, волокущих своих пьяных окровавленных мужей домой.

Часто кулачные бои использовались представителями эксплуататорских классов с целью отрыва масс от революционной борьбы, разжигания национальной вражды. Незлобивые, гуманные по своим правилам народные состязания на кулаках под тлетворным влиянием царских погромщиков стали перерождаться в кулачные расправы.


 
« Пред.