Главная arrow Статьи arrow Воины на все времена
Воины на все времена Печать E-mail
Оглавление
Воины на все времена
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52

Как известно, варяжская общность прочно обосновалась на Руси. Тем более не понятно, как же тогда "варяги"-шведы могли оставить от своего четырехсотлетнего(!) присутствия только один могильник. "Вскрыт единственный на Руси чисто скандинавский могильник в урочище Плакун..." /* И.В.Дубов. Новые источники по истории Древней Руси.-Лен.:Издательство Ленинградского университета,1990,с.4/  Подлинные исторические варяги обосновались не по ту, а по эту сторону Балтийского моря, то есть по южному его побережью. Они были известны еще Публию Корнелию Тациту, римскому историку первого века нашей эры. Причем, на карте Европы тех времен Тацит дважды помещает варягов: в нижнем течении Эльбы по юго-западной оконечности Балтийского моря, и значительно южнее - в верховьях Вислы. Уже значительно позже варяги и смешанные с ними родственные племена ободритов являлись последним рубежом славянского мира на Западе. Их этническую самостоятельность активно поглощали как англы и тюринги с запада, так и славяне с востока. И все же, у нас есть все основания считать, что балтийские варяги были родственны именно славянам. Об этом говорит датский миссионер XII века Гельмольд. Приведу его высказывания из книги А.Гильфердинга «История балтийских славян», а также и весьма красноречивые высказывания самого автора этой книги, немца по происхождению и отнюдь не славянолюба по духу. «Из всех балтийских племен, вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом — морские разбои». /* А.Гильфердинг. История балтийских славян. Том 1/по изд. М.: Типограф. Готье,1855г.«Дания, состоя по большей части из островов и окруженная водами, не легко может уберечься от нападений морских разбойников, потому что в изгибах ее берегов необыкновенно удобно скрываться славянам. Выходя тайком из засады, они наносят ей внезапные удары... пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, они вечно готовы к морским походам и наездам, надеясь на свои корабли как на единственное средство к обогащению. На нападения датчан они не обращают внимания, и даже считают особенным наслаждением с ними биться». /* Там же./  Весьма красноречиво, не правда ли? О происхождении варягов говорится вполне однозначно. Ни один их современник не отождествлял варягов ни с немцами, ни с датчанами, ни со скандинавами. Об этом свидетельствует сага о Вига-Стире: «... такой обычай у вэрингов и норманов, что день они проводят в играх и борьбе». Об этом свидетельствует Адам Бременский: «Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные — вагры...» /* Деяния священников Гамбургской епархии под 1075 годом./  Даже русские летописи, не различавшие принципиальной разницы между теми и этими выходцами с Балтики, описывая эпизод призвания варягов четко разделяют их и шведов: «И пошли за море к варнгам-руси, поскольку те звались варяги-русь, как иные называются шведами, иные урманы (норманы, мурманы), англы, а другие — готы». /* Радзивиловская летопись.—Л.:Наука,1989,с.16./  Вот тебе и весь сказ!

Русские летописи непременно соединяют русь и варягов в одно целое. Это дало основание норманистам вообразить в качестве варягов шведов, поскольку у них на территориях, примыкающих к Дании, расселялось русское племя хорось. Однако и этот аргумент по прочности не уступает мыльному пузырю. Дело в том, что исторические варяги-ободриты территориально сплелись с самым боевым и доблестным русским племенем - руянами. Более того, Ругия или Руяния и ее центр - Аркона считалась вообще мифологическим центром Руси и истоком славянского мира. Не случайно языческие сказители помещают именно на острове Руян мировое древо, над кроной которого простирается воинский рай русов - Ирий.

Когда-то русские племена соседствовали с варягами не только с востока, но и с запада. Вся территория Датских островов была подчинена герулам. А герулов русами считал еще их современник, готский хронист Иордан. Строптивые герулы сперва были потеснены Германарихом, победившим и русов восточное, а потом и вовсе рассеяны Карлом Великим.

Варяги, со всех сторон зажатые русью, опосредовали ее более мощную культуру. При этническом сложении карты Европы, русь вживается в варягов также точно, как и в остальную массу славян.

Изучение "варяжского" вопроса всегда начинается с анализа источников и этим же заканчивается. До сих пор, почему-то никто не обращал внимания на л о г и к у, предшествующую факту призвания варягов новгородцами. А напрасно, ибо именно логика дает обоснование любому действию. Вчитаемся в летописную строку: "...люди новгородские от рода варяжского прежде были". /* Радзивиловская летопись./  Этим, фактически, сказано все. Варяги-ободриты и русь балтийская имели прочную княжескую власть, тогда как иные славянские народы пребывали еще в народоправии. Между варяжским Старгородом (Альтландом - нем.) и славянским Новгородом существовало единое этническое пространство. Не случайно летопись подчеркивает, что от тех варягов "прозвася Новгород". Еще не существовало польского государства, разделившего позднее это пространство и противопоставившего себя ему. Таким образом, новгородцы не только никогда не происходили от шведов, но и не имели ни малейшего основания приглашать на княжение именно их. Особенно если учесть, что у шведов не было опыта государственных образований, и генеалогию их королей исследователи, в частности И. Хюбнер, начинают только с середины XII столетия. Куда логичнее здесь были бы норвежцы, опередившие шведов аж на триста лет.

Впрочем, жлобствующим авторитетам от историографии логика ни к чему.

А что об этом вопросе думают сами шведы? Нас интересует, разумеется, мнение современников тех событий. "У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарики людьми, посланными шведским конунгом... Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море... Тогда им (словенам - прим. А.Б.) пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде (на острове Готланде - прим. А.Б.) воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком... Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: "Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга". /* Сага о конунге Рорике и его потомках (в пересказе Д.М.Михайловича. М.:РАЕН, Ин-т спец. Ист. дисциплин рос. Ист.,1995,с.12-13)/

В этом отрывке указывается как то, что Рюрик происходит от "конунгов Восточного пути", то есть славян, так и то, что он вместе с новгородцами противостоит шведскому конунгу. Удивительно здесь то, что новгородцы обязуются помочь Рюрику занять принадлежащий ему по праву Старградский (Альдейгьюборг) престол. Достоверно известно, что после гибели своего отца Готлейба (по другой версии - Годлава) в 808 году, плененного датским королем Готфридом, малолетний Рюрик не только не мог претендовать на Старградский престол, но и должен был скрываться со своими братьями, чтобы сохранить себе жизнь. "Для меня особенно важной была книга о генеалогии мекленбургских герцогов, изданная в 1717 году в связи с браком Карла-Леопольда, герцога Мекленбургского, князя венедов, графа Шверина, и дочери русского царя Ивана Алексеевича - Екатерины. Мекленбургские герцоги ведут свою родословную от славянских королей венедов и ободритов. Согласно ей, Рюрик, Трувор, Синеус были сыновьями короля Годлайба, погибшего в 808 году в войне с датчанами. В силу их малолетства престол перешел к братьям Годлайба, Трасику и Славомиру - дядям малолетних братьев, а затем к преемникам Славомира - Годомыслу и Табемыслу. На последнем эта ветвь династии пресекается. Трон переходит к потомку родного брата деда Годлава (Готлайба) Белингуса - Мечиславу III. Рюрик, Синеус и Трувор вынуждены были искать счастья за морем". /* Бронислав Лисин, «Литературная Россия», ст. «Откуда родом Рюрик»,5 февраля 1988г./


 
« Пред.   След. »